Финал пятой симфонии Шостаковича
Финал симфонии (Allegro non troppo, ре минор — мажор) в динамическом плане воплощает то, что решает Largo в философски-обобщенном. Это делает логически оправданным резкий сдвиг, которым начинается финал: напористо-грузное («тяжелая медь») звучание главной партии на фоне бесстрастного пульса литавр (ц. 97), лихой посвист тират деревянных духовых, подобно музыке киноатак. Контрастно и последующее изложение экспозиции: стремительная главная партия (она рондообразна), побочная партия с ее
начальным образным подчинением главной (ц. 108), а затем и в самостоятельном, полном ликования виде (ц. 110).
Финал написан в свободно трактованной рондо-сонатной форме. Сжатая разработка почти лишена чисто разработочного развития (что компенсируется интенсивным развитием внутри тем). В репризе от побочной партии сохраняется лишь небольшой мотив (ц. 128), а развивающий раздел главной партии перерастает постепенно к коде (ц. 129).
Апофеозного типа кода (ц. 131) построена на фанфарном элементе главной партии у меди и тонико-доминантовом ритмическом остинато литавр (в самом конце к ним присоединяется большой барабан). Это однообразное остинато вместе с мучительно-напряженным достижением кульминации в теме и позволяет неоднозначно оценить концепцию всего произведения.
При необычайном разнообразии тематизма Пятой симфонии вся она пронизана родственными мелодическими интонациями, что подтверждает ее симфоничность. Роль интонационного «зерна» при этом играет главная партия I части. Но есть и другие интонационные переклички: кульминация побочной партии I части напоминает звучание Largo (ц. 14), а фанфарный момент в развитии главной партии (такт 3 ц. 7) перекликается с кодой финала. Все эти и другие интонационные связи частей цикла активно способствуют их единству.
style="width:Рисунок 7px;height:Рисунок 7px;"/>