Финал Одиннадцатой симфонии Шостаковича
Финал симфонии («Набат», Allegro non troppo, си минор — соль минор) врывается решительным и повелительным провозглашением «Беснуйтесь, тираны» (ц. 121). Такое резкое начало заключительной части было только в Пятой симфонии Шостаковича. Экспозиционное проведение переходит в динамичную разработку, в которой, помимо темы финала, проходят тема литавр и «Обнажите головы» (ц. 136). Начало второго раздела связано с «Варшавянкой» (соль минор, ц. 140), в развитие которой включается цитата из оперетты Свиридова «Огоньки». Тематическое развитие, в котором, помимо тем финала, участвует тема фанфар из I части, приводит к кульминационному проведению главной партии II части (Moderato, ц. 159). После него наступает эпилог всей симфонии, по своему образному строю и драматургическому смыслу близкий к послекуль- минационным разделам сонатных форм в симфониях Шостаковича (Adagio, ц. 162) и построенный на двух тематических рефренах цикла: Дворцовой площади и «Обнажите головы». На фоне темы Дворцовой площади в основной тональности цикла (соль минор) одиноко и скорбно «поет» английский рожок тему «Обнажите головы» (типичное для Шостаковича послекульминационное лирическое послесловие). Впервые в симфонии эта тема звучит здесь полностью — как в хоровой поэме «Девятое января». Далее (ц. 171) и до конца произведения она страстно, призывно и гневно провозглашается всем оркестром (фоном служит материал, заимствованный из главной партии II части). В грандиозном оркестровом crescendo передается огромное эмоциональное нарастание, апогей гневного протеста против свершившегося злодеяния.