Диапазон стилевых приемов Б. Чайковского в сочинениях для оркестра
Диапазон стилевых приемов Б. Чайковского в сочинениях для оркестра очень широк, но ограничен редкой чистотой стиля. В них присутствует опора на разные типы тематизма. В одних сочинениях тематизму присуща жанровая, структурная определенность (Симфониетта), в других — интонационная импульсивность, монотематическая непрерывность излияния (Скрипичный концерт), в третьих — «рассредоточенный» тип тем (главная партия Второй симфонии, тема и отдельные вариации). В симфонических вариациях порой понятие тематизма сливается с понятием фактуры («Интерлюдия» в Камерной симфонии, I часть Фортепианного концерта). Необычный тематический рельеф в «Ветре Сибири» создается опорой на краткие (иногда кратчайшие), чисто инструментальные тематические комплексы, в процессе развития приобретающие выразительность мотивов-символов.
Вспомним асафьевский критерий: «…настоящий композитор познается по своей способности создать самодовлеющий мелос»36. Часто ли мы можем применить его по отношению к современной музыке? Борис Александрович Чайковский, безусловно, редкий мелодист. Практически любое сочинение композитора содержит классически законченные типы мелодий, в основе красоты которых лежит некая невидимая, но неизбежная закономерность расположения и слияния звуков. Назовем тему I части кларнетового концерта, соло альтовой флейты в «Севастопольской симфонии», медленную II часть Фортепианного концерта, пятый этюд из «Шести этюдов» для струнных и органа, Серенаду из Камерной симфонии и т. д. В «Подростке» основой свободной композиции служат большие сольные эпизоды, основанные на мелодиях широкого дыхания (дуэт виоль д’амур и рояля).
/>