Деятельность Шостаковича в сфере прикладной музыки
Многообразной и интенсивной была деятельность Шостаковича в сфере прикладной музыки. За 1929—1931 годы композитор написал музыку к фильмам «Новый Вавилон» (1929), «Одна» (1931 ) и «Златые горы» (1931), поэтому он считается основоположником музыки советского кино. Исполнение музыки к этим фильмам должно было осуществляться по ходу картин небольшими оркестрами в кинотеатрах. Это был промежуточный этап в развитии музыки кино на пути от иллюстраторства к полному звуковому кино.
Музыка писалась Шостаковичем в прямом контакте с другими создателями фильмов — Козинцевым и Траубергом. Козинцев в дальнейшем вспоминал: «Мысли были общими: не иллюстрировать кадры, а дать им новое качество, объем; музыка должна была сочиняться вразрез с внешним действием, открывая внутренний смысл происходящего»41. «Златые горы» были уже полностью звуковым фильмом и интересны тем, что в их музыкальном ряду осуществлялась идея целостного развития с использованием системы лейтмотивов. По мнению автора, эта картина вместе со «Встречным» (1932) была для него переломной в сфере киномузыки.