Requiem Шнитке — темы
Основной принцип развития темы — рождение вариантов на основе одного и того же звукоряда с новым устоем. Отметим значение имитационного развития — напев хорала проводится канонически (см. также диссонантные имитации Kyrie).
Другая группа тем опирается на совершенно иной тип интонирования, в котором косвенно преломляются принципы построения и организации серий (Kyrie, Dies irae, Tuba mirum, Rex tremendae, Domine Jesu).
Быстрая регистрация ооо в санкт-петербурге избавит Вас от многих проблем.
Драматические номера часто имеют в основе крещендирующую форму (Kyrie, Dies irae). Динамическое crescendo, постепенное увеличение фактурных голосов, сонорные краски (кластеры) — частые выразительные средства в оформлении кульминаций.
В Кугiе (№ 2) классическая уменьшенная септима естественно вливается в серийную тему:
Начальная фраза вполне может быть названа авторской цитатой (кочующая интонация). Близкие к ней мелодические варианты мы встречаем в Виолончельной сонате, в Гимне № 2 ( в последнем близко также фактурное решение)84.
Dies irae — группа номеров (№ 2—5), зримо воплощающих сюжетные детали средневековой секвенции. Ее развернутый текст представлен почти полностью (отсутствуют лишь Lux aetema и часть Dies irae). Композитор исходит из семантики образных решений, установившихся в жанре реквиема в процессе его бытования, стремится наиболее точно передать услышанный им ритм слова. Важнейшее выразительное значение имеет опора на семантически устойчивые интонационно-ритмические формулы: таково смысловое назначение трубной фанфары Tuba mirum, возгласа «Rex gloriae», строки «Mors stupebit et natura». При этом в воплощении некоторых сюжетных и речевых «ситуаций» обнаруживается сходство данного произведения с другими сочинениями.
Credo — генеральная кульминация, смысловой центр произведения85. Ладотональная драматургия (a-moll, d-moll, c-moll)—одно из активнейших средств. Последнее проведение приводит к мелодической вершине всего номера (с третьей октавы). Такой восходящий рельеф как нельзя больше соответствует назначению данного номера в цикле — высшей точке всего развития. Зрительный выпуклый образ Credo, воплощающий идею преодоления, составляет специфику концепции сочинения.
Credo — еще один пример стилистического единства различных истоков: григорианская мелодическая формула и гексахорд- ность, соответствующая средневековым ладовым структурам (тема), типичные для Шнитке средства хроматической тональности (развитие темы), рок-ритмы (кульминация):
Как и многие другие произведения композитора, Реквием не получил однозначной оценки. Одних захватила эмоциональная насыщенность, откровенность и непосредственность музыкальной речи, другие отмечали некоторые потери по сравнение с насыщенной интеллектуальной манерой высказывания композитора. В Реквиеме действительно нет «открытий», экспериментов в области музыкальной техники. Это возвращение «к традиционному комплексу средств музыки, который у этого автора полностью освобожден от обветшалого традиционализма и оказывается новым словом в его стиле».