Арам Ильич Хачатурян

Восьмой квартет Шостаковича

Восьмой квартет Шостаковича циклВосьмой квартет (op. 110, до минор, 1960) был написан в период работы композитора над музыкой к кинофильму «Пять дней — пять ночей», повествующему о спасении советскими солдатами картин Дрезденской галереи. В связи с этим Шостакович посетил Дрезден, еще носящий на себе следы прошедшей войны. Впечатления от увиденного навеяли мысль о новом сочинении. Квартет имеет авторское посвящение «Памяти жертв фашизма и войны». Однако произведение носит и автобиографический характер[2]. Это ясно обна
руживает себя через его тематизм, состоящий в основном из автоцитат. В значении сквозного интонационного материала выступает тема-монограмма композитора D-Es-C-H, принимающая различные образно-жанровые и ритмические очертания (типичный для композитора прием образно-жанровой трансформации тематизма).

Целостная идея цикла Восьмого квартета со сквозным преобразованием интонационного материала во многом близка Одиннадцатой симфонии. Квартет построен по принципу контрастно-составной формы (термин В. В. Протопопова): пять его частей следуют без перерыва, а сходные по характеру и материалу крайние части (Largo) концепционно объединяют весь цикл, выполняя в нем функции пролога и эпилога. Остальные три части образуют типичную для драматургии Шостаковича последовательность — два скерцо и Largo. Таким образом, в произведении преобладают медленный темп, образы размышления, а не действия.

Тональный план цикла состоит только из минорных тональностей, в последовании которых выявляется своя функциональная логика.

Читайте так же:

Последние публикации

Комментарии запрещены.

Отвлекись
Свиридов
Объявления