Третья часть пятой симфонии Шостаковича
III часть (Largo, фа-диез минор) — лирико-драматическая кульминация симфонии. Мужественная собранность ее лирики, суровый и строгий интеллектуализм по своему характеру очень напоминает возвышенную патетику Баха, внутренне страстную и способную к длительному сосредоточению на одной эмоции. В развитии Largo можно усмотреть тенденцию: от сдержанных чувств, камерности к эмоциональной открытости и преодолению напряжения.
В многотемном (три контрастных материала) Largo композитор использовал интересно трактованную сонатную форму на основе рондо (главная тема постоянно возникает между двумя побочными), что позволило добиться напряженного развития. Перестановка побочных тем в репризе вносит в композицию элементы концентричности.
Основное нагнетание драматизма происходит в главной теме. Второе проведение ее (ц. 81) приводит к первой кульминации части (Largamente, ц. 82). В репризе (ц. 87) на той же теме достигается центральная кульминация (ц. 89), на вершине которой начинается динамическая реприза второй побочной партии. Последнее проведение рефрена (ц. 93) образно готовит репризу первой побочной партии и коду, поэтому развитие ее идет по линии угасания (засур- диненные струнные, pianissimo, morendo).
Наименьшим изменениям подвергается первая побочная партия: ее характерный колорит звучания мало располагает к преобразованиям (ц. 79 и 94).
Зато вторая побочная партия получает подлинно симфоническое развитие от жалобного напева гобоя (ц. 84) до страстного патетического высказывания у виолончелей в репризе (ц. 90). Эта же тема возвышенно-просветленным звучанием в коде (челеста в сочетании с флажолетами арфы) завершает часть.
/>