Романсы Шостаковича посвященные близким друзьям
В период больших хлопот по организации и помощи в исполнении Седьмой симфонии, регулярной занятости в Союзе композиторов Шостакович работает над оперой «Игроки» на неизменный текст Гоголя, замышляя произведение в характере своего оперного первенца как «театрально-музыкальную симфонию». Но опера не была закончена. Причину автор объяснил так: «Я неправильно стал писать эту оперу. Решил писать на неизменный текст Гоголя, не опуская ни одного слова. И когда я написал примерно страниц десять гоголевского текста, оказалось, что это уже идет у меня пятьдесят минут. А там оставалось страниц тридцать».
Создаются романсы на стихи У.Ролея, Р.Бёрнса, У Ш е к с п и р а, ор. 62, для баса. Этот цикл раскрыл очень важную черту творчества Шостаковича — его исповедальность. Контрастная структура, отсутствие сюжетной связи между романсами при огромной внутренней логике и единстве характеризуют цикл. Последовательность отдельных романсов подобна инструментальному циклу: вступительное философское умно ироничное «Сыну», нежно трогательная песнь о любви «В полях под снегом», контрастное гротесковое скерцо «Макферсон перед казнью», лирическое скерцо-интермеццо «Дженни», трагически просветленное Largo — «Сонет 66»
Шекспира и далее неоднозначный «Королевский поход», заключающий весь цикл, но не снимающий внутреннего напряжения от осознания его содержания. О многом говорят посвящения этих романсов близким друзьям: А. Т. Атовмяну, Н. В. Шостакович, И. Д. Глик- ману, Г. В. Свиридову, И. И. Соллертинскому и В. Я. Шебалину.
Вероятно, и автору этот цикл был очень дорог. Он его оркестровал (1943). В 70-е годы в связи с оркестровкой поздних вокальных циклов на стихи Марины Цветаевой и Микеланджело Буонарроти композитор сделал еще одну оркестровую редакцию цикла, уменьшив состав до камерного.