Шостакович и опера «Леди Макбет Мценского уезда»
Важный поворот в сторону трагедийности и лирико-психологического начала в творчестве Шостаковича связан с созданием оперы «Леди Макбет Мценского уезда».
С творчеством Лескова композитор был знаком давно, иллюстрации к очерку писателя создавались Кустодиевым в ту пору, когда молодой Шостакович бывал в его доме. Позже композитора потрясла экранизация «Леди Макбет». Внимание к творчеству писателя, непревзойденного стилиста, мастера русской прозы, было и в литературной среде: Горький призывал учиться на произведениях Лескова. Прямым поводом для выбора сюжета была покупка книги Лескова с прекрасными иллюстрациями Кустодиева, как память о художнике. «Я прочел „Леди Макбет Мценского уезда“ Лескова. Произведение меня поразило. Так родился оперный спектакль „Катерина Измайлова».
Опера сочинялась в общей сложности два года и два месяца — непомерно долгий для композитора срок и в то же время удивительно маленький, если учесть, что параллельно шла работа почти над десятком больших театральных и кинопроизведений. План оперы был быстро составлен, а либретто писалось автором совместно с молодым ленинградским драматургом А. Г. Прейсом. Авторы либретто более половины текста написали заново. Только сюжетно опера почти целиком построена по Лескову, за исключением III акта: введена сцена в полицейском участке, выброшено убийство племянника Катерины Львовны.
«Я пытался дать психологическую характеристику основным действующим лицам трагедии и в то же время в ряде сцен обрисовать социальный фон Руси той эпохи», пояснял автор. Действие оперы развертывается как бы в трех планах: лирико-трагедийном (связанном с линией Катерины Львовны), сатирическом (купеческая среда, полицейские) и эпическом (в сцене каторжной пересылки IV акта).
Асафьев первым обратил внимание на то, что в разработке характеров оперы многое добавлено от сатиры Салтыкова-Щедрина. Несколько изменены расстановка действующих лиц и их характеры. Героиня оперы рассматривалась Шостаковичем как женщина умная, талантливая, страдающая в условиях окружающего ее «темного царства». Трагичность образа героини заключена в незащищенности и неодолимости ее чувства к Сергею, неотвратимо рождающего как свою противоположность жестокость, преступление и как исход — закономерную трагическую развязку.
Музыкальная характеристика Катерины Львовны очень богата, чутко следует за изгибами сюжета: от печального ариозо (романс «Я однажды в окошко увидела»), полного напевности, интонационных переливов, через наигранные интонации причитаний в сцене смерти Бориса Тимофеевича к трагической вершине — рассказу о «черном лесном озере», отражающем ее «черную душу»