Арам Ильич Хачатурян

Знакомство Шостаковича с Б. В. Асафье­вым и И. И Соллертинским

К 1926 году относится знакомство Шостаковича с Б. В. Асафье­вым и И. И Соллертинским. Эти музыканты сыграли огромную роль В формировании и развитии художественного мировоззрения композитора.

Асафьев был главным идеологом ACM и серьезно увлекался современной шпадной музыкой. Он «преклонялся перед Стравинским, Шёнбергом, Кшенеком, композиторами французской „Шестерки». В меньшей степени его привлекали Бар­ток и Хиндемит», — через 30 лет вспоминал Шостакович. «Под влиянием Асафь­ева я написал оперу ..Нос» и сюиту для фортепиано „Афоризмы»… В дальнейшем наши пути с Асафьевым разошлись. Я имел не раз случай убедиться в неустойчи­вости его позиций в вопросах искусства, хотя не переставал его уважать как круп­ного музыкального ученого».

Борису Владимировичу Асафьеву (1884—1949) принадлежат основополага­ющие исследования по советской музыке 20—40-х годов. Среди них лучшие по­священы творчеству Шостаковича. Созданные при жизни композитора и часто под свежим впечатлением от только что исполненных произведений (см. работы об операх «Нос» и «Леди Макбет Мценского уезда», Восьмой симфонии), они отличаются тонким постижением музыки, глубоким слышанием того, о чем говорил композитор. Именно Асафьев понял творческий «нерв» Шостаковича, раскрыл читателю сатирическую направленность творчества, трагедийность его симфони­ческих концепций.

Если Асафьев всегда был наставником, музыкантом и ученым старшего поко­ления, то близкий по возрасту Иван Иванович Соллертинский (1902—1944) оста­вался другом, товарищем, и значение общения с ним для Шостаковича состояло в другом. Шостакович писал: «Очень много мне дала дружба с Соллертинским, ярко одаренным человеком, талантливым музыковедом, обладающим поистине энцик­лопедическими знаниями и широким творческим кругозором. Соллертинский… всегда стремился расширить мой творческий кругозор; он помогал мне бороться за содержательность музыки, научил меня понимать и любить таких великих мас­теров, как Брамс, Малер, Брукнер. Соллертинский прививал мне интерес к музы­ке, как говорится, «от Баха до Оффенбаха». Раньше мне казалось странным, как может серьезный музыкант увлекаться музыкой Иоганна Штрауса или Оффенбаха. Соллертинский помог избавиться от этого снобистского отношения к искусству».

Читайте так же:

Последние публикации

Комментарии запрещены.

Отвлекись
Свиридов
Объявления