Знакомство Шостаковича с Б. В. Асафьевым и И. И Соллертинским
К 1926 году относится знакомство Шостаковича с Б. В. Асафьевым и И. И Соллертинским. Эти музыканты сыграли огромную роль В формировании и развитии художественного мировоззрения композитора.
Асафьев был главным идеологом ACM и серьезно увлекался современной шпадной музыкой. Он «преклонялся перед Стравинским, Шёнбергом, Кшенеком, композиторами французской „Шестерки». В меньшей степени его привлекали Барток и Хиндемит», — через 30 лет вспоминал Шостакович. «Под влиянием Асафьева я написал оперу ..Нос» и сюиту для фортепиано „Афоризмы»… В дальнейшем наши пути с Асафьевым разошлись. Я имел не раз случай убедиться в неустойчивости его позиций в вопросах искусства, хотя не переставал его уважать как крупного музыкального ученого».
Борису Владимировичу Асафьеву (1884—1949) принадлежат основополагающие исследования по советской музыке 20—40-х годов. Среди них лучшие посвящены творчеству Шостаковича. Созданные при жизни композитора и часто под свежим впечатлением от только что исполненных произведений (см. работы об операх «Нос» и «Леди Макбет Мценского уезда», Восьмой симфонии), они отличаются тонким постижением музыки, глубоким слышанием того, о чем говорил композитор. Именно Асафьев понял творческий «нерв» Шостаковича, раскрыл читателю сатирическую направленность творчества, трагедийность его симфонических концепций.