Знакомство Шостаковича со сборником стихов «Еврейские народные песни»
Познакомившись летом 1948 года во время отдыха со сборником стихов «Еврейские народные песни», композитор загорелся замыслом написать вокальный цикл. «Внимание Шостаковича привлекли краткие, емкие, колоритные сценки, напоминающие „Картинки с выставки“ М. П. Мусоргского — по живописной меткости — и повесть „Бедные люди“ Ф. М. Достоевского — по глубине сострадания». Характерная черта цикла «Из еврейской народной поэзии» — прочная опора на классические традиции Даргомыжского, Мусоргского в общей психологической ориентации. Совершенно не используя фольклорных цитат, композитор ввел элементы их интонаций в комплекс выразительных средств, что позднее стало творческим принципом многих отечественных композиторов «новой фольклорной волны».
Из инструментальных сочинений к тому периоду принадлежат: Четвертый (1949), Пятый (1952) и Шестой (1956) квартеты; цикл «24 прелюдии и фуги» для фортепиано (1951), замысел которого возник после поездки в Германскую Демократическую Республику на празднование двухсотлетия со дня смерти И. С. Баха (1950) и Международный конкурс на лучшее исполнение сочинений Баха, в котором Шостакович был членом жюри.
Цикл «2 4 прелюдии и фуги» стал одним из самых популярных произведений композитора. Велико его значение и для учебно-педагогической практики. Со времени организации Международных конкурсов имени Чайковского стало традицией включать исполнение одного из малых циклов Шостаковича в программу выступления конкурсантов. Это сочинение показало, как важна опора современного композитора на традиции музыкальной классики, оплодотворяющей собственное творческое воображение автора, обогащающей его находки в сфере музыкального языка. Старая барочная форма цикла прелюдии и фуги была существенно преобразована композитором, обогащена его оригинальными принципами формообразования, тонального развития и новой по жанровой окраске интонационностью.