Вторая часть Одиннадцатой симфонии Шостаковича
II часть симфонии («9-е января», Allergo, соль минор) имеет ряд важных композиционных особенностей, продиктованных спецификой содержания. В основе части лежит драматическое соотношение двух программно-сюжетных ситуаций: мирного шествия народа и расстрела. Вследствие этого вся композиция членится на два крупных раздела, соответствующих экспозиции (ц. 27—70) и разработке (ц. 71—97) сонатной формы. Экспозиция при этом практически однотемна. Тема «Гой ты, царь наш, батюшка» используется композитором в двух образных планах: в главной партии как картина народного шествия, движения людской массы, а в побочной — как собственно обращение народа к царю (показателен двухголосный, дуэтный склад темы, выявляющий в ней свойства сказа, причета):
Каждая тема излагается в развитой трехчастной форме с разработкой в качестве среднего раздела. В то же время экспозиционное проведение главной партии рондообразно (рефрены в ц. 28, 32, 34, соль минор). Для обеих разработок характерны ритмическое и мо- тивное дробление, активность общих форм движения, внедрение секвенционного развития и ритмического остинатного рисунка. Разработка главной партии приводит к обширному кульминационному проведению темы в ре-бемоль мажоре (ц. 39), а далее к краткой репризе (соль минор). В развитии побочной партии (си-бемоль минор) наблюдается сходная картина, только кульминация разработки совпадает с репризой внутри побочной партии (ц. 57).
Чрезвычайно важным для понимания программного замысла является проведение новой темы «Обнажите головы» перед экспозицией побочной партии (ц. 41) и перед ее внутренней разработкой (такт 9 ц. 47). С этого момента она все чаще начинает включаться в симфоническое развитие как страстный авторский комментарий. Не менее важно и то, что вся экспозиция II части не только образно, но и композиционно противопоставлена разработке, выделенной реф- ренными проведениями тем Дворцовой площади (ц. 69—70 и 91 — 97), подчеркивающими своим звучанием характер «места действия»: после напряженнейшей разработки (сцена расстрела) тема Дворцовой площади возникает в «мерцающей» звучности оркестра существенно измененная (ц. 91). Исследователь пишет: «Силуэты Дворцовой площади, обагренной кровью, как бы теряют свою геометрическую строгость и расплываются в глазах, полных слез». Этим проведением темы композитор с большим тактом решил сложную художественную и драматургическую задачу: тема Дворцовой площади заменила отсутствующую репризу, а собственно репризное проведение основных тем II части оттянуто к концу IV части.