Влияние творческого метода Мейерхольда на Шостаковича
Влияние творческого метода Мейерхольда было настолько сильным, что его можно обнаружить и в более поздних произведениях. Присущее композитору гоголевское сатирическое начало, едкая ироничность и сарказм, направленные на высмеивание самых негативных сторон жизни, пошлости, часто получали свое воплощение через жанровую характеристичность галопа, канкана, ритмоинто- нации которых проходят через все творчество композитора.
Наиболее «мейерхольдовским» произведением Шостаковича является опера «Н о с» (1927), реализовавшая идею Асафьева об опере, которую надо задумывать изначально как спектакль. Характерно, что Шостакович сам нередко называл эту оперу спектаклем. Прямым стимулом к созданию оперы были постановки опер С. Прокофьева «Любовь к трем апельсинам» (1926) и А. Берга «Воццек» (1927), вызвавшие бурные споры о путях создания и развития оперного жанра. Последняя постановка привела к знакомству с приехавшим на премьеру своего произведения Бергом.
Авторы существенно расширили количество персонажей по сравнению с повестью Гоголя, для чего был вмонтирован текст из других произведений гениального писателя Отдельные фразы заимствованы из «Старосветских помещиков», «Майской ночи», «Женитьбы», «Ночи перед Рождеством», «Мертвых душ», «Тараса Бульбы», «Повести о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем», а текст песни Ивана, слуги Ковалева, — «Непобедимой силой прикован я к милой» — из «Братьев Карамазовых» Достоевского Введена также отсутствующая у Гоголя сцена проводов дилижанса, сцена, происходящая у Гоголя в Гостином дворе, перенесена в Казанский собор (что соответствовало первоначальному замыслу Гоголя, отвергнутому цензурой)
В конкретном музыкально-драматургическом воплощении оперы Шостаковича возникают прямые точки соприкосновения с драматургией Мейерхольда Это касается принципов ритмической организации сценического действия, которое осуществляется на «стремительном развитии многоплановой ритмической полифонии контрастных эпизодов и сцен, вихревых нагнетаний и резких спадов», неожиданных взрывов и торможений и даже замираний, в воцарении на мгновение жутковатой тишины Гоголевский «нерв» передается через перепады ритма
Широко использует композитор и прием музыкальной пантомимы (см 2-ю картину «Набережная» и последующий антракт для ударных) В стиле театральной реформы Мейерхольда в опере организованы массовые сцены и звучание вокальных партий В них — многомерность сценического действия, его многоплановость с дифференциацией сценической характеристики групп персонажей, организация звучащей речи по принципам своеобразной речевой полифонии с передачей не столько текста, сколько характера его звучания, «биения текста» (ансамбль Дворников, 8-я картина — одновременное чтение писем Ковалевым и Подточиной)