Арам Ильич Хачатурян

Влияние творческого метода Мейерхольда на Шостаковича

Влияние творческого метода Мейерхольда было настолько силь­ным, что его можно обнаружить и в более поздних произведениях. Присущее композитору гоголевское сатирическое начало, едкая ироничность и сарказм, направленные на высмеивание самых нега­тивных сторон жизни, пошлости, часто получали свое воплощение через жанровую характеристичность галопа, канкана, ритмоинто- нации которых проходят через все творчество композитора.

Наиболее «мейерхольдовским» произведением Шостаковича является опера «Н о с» (1927), реализовавшая идею Асафьева об опере, которую надо задумывать изначально как спектакль. Харак­терно, что Шостакович сам нередко называл эту оперу спектаклем. Прямым стимулом к созданию оперы были постановки опер С. Про­кофьева «Любовь к трем апельсинам» (1926) и А. Берга «Воццек» (1927), вызвавшие бурные споры о путях создания и развития опер­ного жанра. Последняя постановка привела к знакомству с приехав­шим на премьеру своего произведения Бергом.

Авторы существенно расширили количество персонажей по сравнению с по­вестью Гоголя, для чего был вмонтирован текст из других произведений гениаль­ного писателя Отдельные фразы заимствованы из «Старосветских помещиков», «Майской ночи», «Женитьбы», «Ночи перед Рождеством», «Мертвых душ», «Та­раса Бульбы», «Повести о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифо­ровичем», а текст песни Ивана, слуги Ковалева, — «Непобедимой силой прикован я к милой» — из «Братьев Карамазовых» Достоевского Введена также отсутству­ющая у Гоголя сцена проводов дилижанса, сцена, происходящая у Гоголя в Гости­ном дворе, перенесена в Казанский собор (что соответствовало первоначальному замыслу Гоголя, отвергнутому цензурой)

В конкретном музыкально-драматургическом воплощении оперы Шостако­вича возникают прямые точки соприкосновения с драматургией Мейерхольда Это касается принципов ритмической организации сценического действия, которое осуществляется на «стремительном развитии многоплановой ритмической поли­фонии контрастных эпизодов и сцен, вихревых нагнетаний и резких спадов», неожиданных взрывов и торможений и даже замираний, в воцарении на мгнове­ние жутковатой тишины Гоголевский «нерв» передается через перепады ритма

Широко использует композитор и прием музыкальной пантомимы (см 2-ю картину «Набережная» и последующий антракт для ударных) В стиле театраль­ной реформы Мейерхольда в опере организованы массовые сцены и звучание во­кальных партий В них — многомерность сценического действия, его многопла­новость с дифференциацией сценической характеристики групп персонажей, орга­низация звучащей речи по принципам своеобразной речевой полифонии с переда­чей не столько текста, сколько характера его звучания, «биения текста» (ансамбль Дворников, 8-я картина — одновременное чтение писем Ковалевым и Подточиной)

Читайте так же:

Последние публикации

Комментарии запрещены.

Отвлекись
Свиридов
Объявления