Традиция хоровой песни
Быстро окрепшая традиция хоровой песни получила свое яркое отражение в крупных произведениях разных жанров. Назовем здесь хоровую былину Васильева-Буглая „Микулин ход”, музыкальное представление в одном действии „Петрушка” Красева, оперу старейшего белорусского композитора и фольклориста Чуркина „Освобождение труда” {1922), ораторию „Путь Октября”.
Последнее сочинение отразило многие характерные черты искусства своей сложной и противоречивой эпохи.
Первый и единственный раз в истории советской музыки в таких масштабах был применен популярный в 20-е годы метод коллективного творчества. Над музыкой оратории „Путь Октября” работали А. Давиденко, Б. Шехтер, М;_ Кораль, 3. Левина, Н. Чемберджи, С. Ряузав, Г. Брук, В. Тарнопольский. Были использованы тексты М Горького, В. Кириллова, И. Шорина, МТТерасимова, Ф. Ваграмова, Н. Кузнецова, П. Эдиет, Э. Мюзам, Н. Асеева; ряд номеров написан на тексты самих проколловцев В первом исполнении сочинения (как, впрочем, и во всех последующих) принимали участие хоры и солисты рабочих клубов.
Гибридная природа оратории отразила и пестроту жанровых определений: „музыкальное действие”, „гражданская оратория”, „музыкальный монтаж”. Композиция представляет собой равномерное чередование музыкальных и ритмодекламационных номеров, основной исполнитель — „поющий и говорящий хор”. Главная же особенность «Пути Октября» — так называемая Каркасная драматургия, допускающая различные (оговоренные в клавире) замены Частей и купюры — в зависимости от уровня исполнительского мастерства и Состава самодеятельных хоров, которым и было адресовано сочинение. При •том купироваться могли такие ключевые номера, как хор Давиденко „На десятой версте от столицы” (финал I части), монолог Белого .Двадцать шесть” (памяти бакинских комиссаров, сл. Асеева — финал II части) и финал всей оратории — монументальная хоровая соната на сл. Мюзам (музыка Давиденко, Чемберджи, Шехтера). Вместо сонаты могла быть исполнена (артистами и публикой) популярная массовая песня Давиденко „Конная Буденного” (сл. Асеева) или его же „Гляди, товарищ, в оба” на текст Маяковского.
/>