Арам Ильич Хачатурян

Путь Октября

Путь Октября

„Путь Октября” — первая попытка обобщения опыта праздничного и самодеятельного театрально-хорового творчества 20-х годов. „Каркасная драматургия” живой газеты и „оратории”, использование рупора, коллективного движения, плакатов с названием частей, гудков, шумовых эффектов — характерные черты массового агитискусства. Театрально-музыкальные монтажи из „подручной” готовой музыки, воссоздающие хронику революционных событий, — распространенный жанр этого искусства. Новым же было то, что впервые такая „поэтохроника” была полностью сочинена композиторами. И среди разнообразия музыкально-речевых экспериментов, составивших пеструю, стилистически неоднородную и художественно неравнозначную ткань монтажной оратории, выделяются такие жемчужины советской хоровой музыки, как „На десятой версте” и масштабная хоровая картина „Улица волнуется” Давиденко. В начале 60-х годов оба хора были оркестрованы Д. Шостаковичем, высоко ценившим творчество Давиденко — „первого создателя хоровых и песенных плакатов, первого и, пожалуй, единственного представителя этого искусства, родившегося вместе с революцией”.

Ориентация на массового исполнителя, опора на реальные хоровые навыки народа, на интонации традиционного фольклора и новой революционной песни определяли успех таких крупных хоровых произведений 20-х годов, как хоры Кастальского „Поезд”, „Русь”, „К зарубежным братьям”, многих агитационных хоров Г. Лобачева, хоровой поэмы JI. Ревуцкого „Хустина” („Платок”, 1923, на сл. Т. Шевченко) и др. Как и в массовой хоровой песне, здесь формировался особый стиль советского хорового плаката на широкой песенно-речевой основе.

/>

Читайте так же:

Последние публикации

Комментарии запрещены.

Отвлекись
Свиридов
Объявления