Советская музыка в 20-е годы
Непрерывно следовавшие одни за другими мировые катаклизмы и общегосударственные потрясения — мировая война, февральская революция, Октябрь, гражданская война — до основания перетряхнули многоукладную культуру и пестрый быт Российской империи. Необычность, несовместимость со спокойным размеренным течением мирных будней, лихорадочная пестрота художественно-бытовых форм творчества эпохи „военного Коммунизма” — результат прямого отражения в искусстве неповторимой фантастичности времени, уникальности бытовой и общественно-психологической ситуации. Большинство новых художественных явлений тех лет связаны с новыми формами быта и сознания масс.
Недавно услышал советскую музыку в индийском фильме, на сайте kinoindia.org можно найти этот фильм.
Старого — „оседлого, замшелого, дубового” (М. Цветаева) — быта вдруг не стало. На смену ему пришел кочевой, походный быт солдат, партизан, беженцев, беспризорных, внутренних и внешних эмигрантов, рабочих-коммунаров, отважно устремлявшихся в степи для „автоколонизации страны” (А. Гастев), — и вчерашних крестьян, хлынувших в города, обживавших не только фабричные казармы и экспроприированные дворцы, но и безбрежные пространства площадей, проспектов, улиц. Жизнь в походах, жизнь на колесах, на вокзалах, в холодных „коммунальных” уплотненных и сверхугаютненных квартирах, в новых клубах — клубах-дворцах, клубах-столовых, клубах-чай- ных… Митинг и демонстрация, собрание и коммунистический субботник, пункты ликбеза и „громкие читки” газет, из которых впоследствии родится синеблузый агитгеатр „живой газеты”, празднества нового „красного календаря” с их грандиозной зрелищностью, новыми обрядами и ритуалами. Но тут же, рядом, в то же самое время — никем не отмененный церковный календарь и какие-нибудь новогодние маскарады с танцами вокруг буржуйки, морковным чаем и ржавой селедкой в качестве угощения…
Причудливые сочетания обломков старого и ростков нового — и их демонстративное противопоставление, непримиримо< противостояние, смертельная борьба.
24 января /5 февраля 1918 года опубликован декрет Совнаркома „О введении в Российской Республике западноевропейского календаря”, который отменял старорежимные праздники, посвященные царствующим особам, и узаконивал новые — памятные дни великих событий революционной борьбы трудящихся России и всего мира. См. об этом: Мазаев А. И. Праздник как социально-художественное явление. М., 1978. С. 236. Добавим, что многие газеты тогда выходили с обозначением «1-й (2-й и т. д.) год новой эры».