Арам Ильич Хачатурян

Слонимский — опера «Виринея» (по повести Л. Сейфулиной)

Слонимский - опера «Виринея» (по повести Л. Сейфулиной) музыкальный театр

В 1967 году Слонимский написал оперу «В и р и н е я» (по повести Л. Сейфулиной). Создавалась она совместно с либреттистом С. Цениным по заказу Музыкального театра им. К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко.

В опере рассказывается о драматических событиях в истории нашей страны — февральских потрясениях 1917 года. Действие происходит в глухой деревне Акгыровка.Обратите внимание, что refrigerator repair los angeles довольно необходимая вещь не только для музыкантов. А вот главная героиня — Виринея — образ, привлекающий свободолюбием. Независимая и обаятельная Вирка становится центром драмы. Ее судьба неотделима от событий, всколыхнувших деревенский люд (митинги, волнения охватывают деревенскую бедноту после Февральской революции). Слонимскому удалось создать превосходные хоровые сцены в лучших традициях русского оперного эпоса (хоровые антракты, сцены «Конец власти», «Сходы да митинги»).

Усиление функции хоровых антрактов, видимо, пришло к Слонимскому от «Катерины Измайловой» Шостаковича, с той разницей, что среди антрактов здесь два хоровых и лишь один (в III д.) симфонический. Особую роль играет хор в 1-й картине — «Конец власти», построенной на сквозном развитии и дифференцированной характеристике разных групп народа (солдатское воинство, староверы во главе с Магарой, бедный деревенский люд). В хоры и хоровые ансамбли вводятся корифеи (Мокеиха, бабка Козлиха, молодой солдат). Картина завершается динамической кульминацией — хоровым антрактом «Метель», музыка которого рисует мятежный образ февральской стихии. Другой антракт, завершающий 2-ю картину («Конец семьи»), также драматургически важен. Это «Трепак», женский хор, говорящий о тяжелой женской доле. Тема хора развивается в вариациях. В отличие от «Метели», в которой основная тема героико-фанфарного характера ассоциировалась с оркестровым тембром (три трубы), тема «Трепака» интонационно близка народной плясовой, а в оркестровых вариациях сквозят легкость и изящество (пляс от отчаяния — народная традиция). «Трепак» служит обобщением-итогом личной драмы Виринеи — она уходит из семьи. Очень важную, можно сказать, главную роль символа судьбы героини играет женский хор в традициях плача-причета, заменяющий оркестровое вступление («Ах ты, матушка, сударушка моя»). Он выполняет функцию лирико-эпического обрамления: в финале звучит в сцене прощания с Виринеей.

«Виринея» представляет тип эпической народной драмы, в которой раскрыты «судьба человеческая» и «судьба народная». Стилевые истоки музыкального языка позволяют говорить о почвенной опоре на фольклор (молитва Мокеихи из 2-й картины, ария Виринеи из I д., ее попевочный тематизм, характеристика Василия). Крестьянский фольклор использован Слонимским широко и современно — кластерные гармонии, ультрахроматизмы, glissando и пр. К прямой цитате композитор обращается лишь один раз — в характеристике Виринеи — «Дума Виринеи» (из III д.) «Ты зарися, моя заря» — протяжная. Наряду с крестьянским фольклором мастерски использует композитор и жанры городского фольклора (4-я картина II д. — «Ох, и ночь!»; 2-я картина I д. — письмо-романс Аксиньи «Лети, лети, письмо»).

Читайте так же:

Последние публикации

Комментарии запрещены.

Отвлекись
Свиридов
Объявления