Слонимский и современный балет
В современном балете получают проекцию образы Шекспира («Макбет» К. Молчанова), Булгакова («Мастер и Маргарита» А. Петрова), Чехова («Анюта» В. Гаврилина, «Дама с собачкой» и «Чайка» Р. Щедрина), Л. Толстого («Анна Каренина» Щедрина). Наряду с балетом-трагедией, балетом-драмой осуществлены проекты в сфере комического балетного театра: «Ревизор» А. Чайковского, «Ревизская сказка» А. Шнитке (по Гоголю, Театр на Таганке, 1979). Популярны лирическая комедия «Любовью за любовь» Т. Хренникова (композитор использовал в ней собственную театральную музыку и киномузыку — к спектаклю Шекспира «Много шума из ничего» и фильму «Гусарская баллада»); балет-фарс «Сотворение мира»
А. Петрова (по мотивам знаменитых рисунков Жана Эффеля, 1971).
Продолжая традиции героико-романтического отечественного балета, Слонимский создает балет «Икар» (1971) о легендарном мифочеловеке, дерзнувшем оторваться от Земли. Исторические мифообразы воскрешает балет Б. Тищенко «Ярославна» (по «Слову о полку Игореве», 1974).
В драматургии и стилистике балетов действуют средства современной театральности: кино, драмы, живописные потолки натяжные цена на которые зачаровывает. Жанровый музыкальный синтез отразили произведения Петрова: «Мастер и Маргарита» (балет-симфония), «Пушкин. Размышления о поэте» (балет — оратория — симфония). В партитуры балетов нередко вводится хор («Ярославна», «Икар», «Пер Гюнт» Шнитке, балеты Петрова).
Симфонизация предполагает в балете современность его музыкального языка, для которого характерны атональность, сложная оркестрово-тембровая и фактурная разработка материала. Используются и серийность, и сонорика, и алеаторика. Многие оркестровые эпизоды балетов отличает оригинальность решений: «ковка крыльев» в балете «Икар», полипластовое остинато в финале «Анны Карениной» и другие. Разработанная лейтмотивная система характерна для «Икара» Слонимского (темы «мечты», «бессмертия», «полета»), В балетных партитурах используется полистилистика. Ее функции различны. Так, в балете «Анна Каренина» звучат темы, современные героине романа Толстого, — из музыки Чайковского; таким образом осуществляется «диалог эпох», своеобразная стилизация. В балете «Ревизор» А. Чайковский использует шаржированные цитаты из классики — Гайдна, Шопена, Чайковского и современной популярной музыки. Здесь цитаты, несомненно, функционально-жанровые (балет-фарс, сатира).
Таким образом, отечественный балет 60—80-х годов целиком встраивается в сложную ткань музыкального театра конца XX века.