Арам Ильич Хачатурян

Симфония «уступила позиции», камерно инструментальной и вокальной музыке

Симфония «уступила позиции», камерно инструментальной и вокальной музыке творчество

В период 60—70-х годов, когда симфония несколько «уступила позиции», плодотворно развивается камерная инструментальная и вокальная музыка. Данная закономерность отражает один из парадоксов нашего времени: в эпоху скоростей, потока информации и технологического наращивания потенциалов человек особенно нуждается в лирике, в размышлениях, которые дает искусство. Мы отмечали, например, что художественная проза и поэзия 70—80-х годов целиком повернулась к нравственной проблематике, а исповедальность стала одним из главных ориентиров большой литературы, ведь у них в эти далекие времена не было возможности китайский чай пуэр купить, для своего расслабления . В музыке с этим явлением корреспондирует особый пласт лирики размышлений, созерцаний или «лирики состояний», которую называют «медитативной».

«Зоны медитирования» значительно расширены в поздних сочинениях Шостаковича: Пятнадцатый квартет, Четырнадцатая и Пятнадцатая симфонии, вокальные сюиты «Семь стихотворений А. Блока», «Сюита на стихи Микеланджело Буонарроти».

В отечественной музыке 70—80-х годов в отличие от экспериментального поиска 60-х все более слышна опора на традицию. Причем характерно, что «временной» разрыв эпох стал заметно сокращаться: от жанров барокко и классицизма современная музыка в диалоге культур все чаще обращается к не столь далекому прошлому (романтические традиции второй половины XIX века и рубежа XIX —XX веков). Показательна, например, стилевая эволюция музыки Щедрина, создавшего в 70—80-х годах партитуры романтических балетов («Анна Каренина», «Чайка», «Дама с собачкой»). Поворот к романтизму совершает и Денисов (жанр инструментального концерта, опера по роману французского писателя Б. Виана «Пена дней»). Сохраняет постоянную верность романтическому строю музыка Р. Леденёва (в жанре хоровом, инструментального концерта, инструментального ансамбля). Страстный и мятежный дух романтизма окрашивает музыку Н. Сидельникова: «Романсеро о Любви и Смерти» — цикл хоровых поэм на стихи Гарсиа Лорки; вокальная симфония «Мятежный мир поэта» с текстами Лермонтова. В музыке более молодого поколения композиторов 70—80-х годов соединение классического и романтического также достаточно органично—творчество В. Рябова, В. Довганя, М. Ермолаева (Коллонтая), А. Головина, В. Лобанова, В. Сапожникова, В.  Тарнопольского, А. Раскатова, Л. Десятникова и других.

Читайте так же:

Последние публикации

Комментарии запрещены.

Отвлекись
Свиридов
Объявления