Сильнейшее качество композитора ШОСТАКОВИЧА
Сильнейшее качество композитора — симфонизм, а определяющим в расцвете симфонизма как творческого метода всегда были дух времени, атмосфера эпохи, мысли и чувства миллионов. Ведь главный носитель этого метода — симфония способна обобщенно воплотить самые разнообразные жизненные коллизии в их сложнейшем переплетении. «…Симфония — развитие, а значит — жизнь, — писал Б. В. Асафьев. — Тема или темы — вспышки энергии, сконцентрированные мысли и концентрированная эмоция — неразрывно спаяны с развитием как состоянием музыки, и сами — развитие».
Неодолимая сила музыки Шостаковича в ее социальной значимости и «современности, понимаемой в расширенном смысле, то есть резюмирующей прошлое», несущей в себе опыт предыдущих поколений, всей предшествующей культуры и в силу своей духовной мощи «далеко заглядывающей в будущее».
Если бетховенский гений воплотил достижения симфонизма периода венского классицизма, произведения Чайковского — русской музыки второй половины XIX столетия, то симфонизм Шостаковича стал одной из вершин мирового симфонизма XX века.
Пятнадцать симфоний Шостаковича — это пятнадцать разных по масштабу, образному строю музыкальных драм, повествующих об авторе и его времени. В каждой из них необычайно полно проявилось прирожденное качество Шостаковича, уникального драматурга и режиссера: как бы на глазах у слушателей создает он музыкальный тематизм своих произведений, а затем незримо и властно управляет всем потоком свободно льющегося звукового материала, безошибочно возводя целостное, совершенное по архитектонике здание.
Господство руководящей идеи, целого над частями и общего над деталями — обнаружение не только признаков характерного для Шостаковича дедуктивного метода драматургии, но и типичного для XX века качества музыки, утверждающего «примат мысли над всеми другими проявлениями человеческого духа… Иногда кажется, что еще не было музыки, в которой человеческий ум, его сила сказывались бы так ярко. Музыка мысли, музыка умная насквозь — это вовсе не значит — сухая, как думают некоторые наивные люди».
Но музыке Шостаковича чужд холодный рационализм, как и келейная замкнутость, рафинированность. Ее автор широким взглядом смотрит на мир. Поэтому его музыка «с одинаковой силой отображает и внутренний и внешний мир человека. Наряду с торжественными монологами, с песнями, которые, пожалуй, со времен Бетховена так не звучали в музыке, наряду с философской созерцательностью (буквально „слышишь» напряжение мысли), наряду с глубокой сосредоточенной скорбью сколько ликования, веселья, юмора, сколько задора, сколько „улицы“, „толпы“ в этой музыке! Рядом с жалостью — насмешка, рядом с нежностью — едкое остроумие. Да, все это именно так и бывает у людей…»