Арам Ильич Хачатурян

Шос­такович в школе И. А. Гляссера

Видя музыкальные успехи сына, мать отдала его в музыкаль­ную школу И. А. Гляссера.

Музыкальное образование детей в то время еще мыслилось только как об­щее, а не профессиональное. В семье считали, что Митя должен стать инженером, для чего в том же 1915 году он был определен в коммерческое училище М. А. Шидловской. Но необыкновенные музыкальные успехи мальчика вносили коррективы в семейные планы. Едва ли не через полгода он сыграл на зачетном концерте почти половину пьес из «Детского альбома» Чайковского, перейдя через год в класс И. А. Гляссера (до того он занимался у его жены О. Ф. Гляссер), пере­играл много сонат Моцарта и Гайдна.

В одиннадцать лет (1917) он сыграл все прелюдии и фуги «Хорошо темпери­рованного клавира» Баха, чем буквально всех ошеломил. Все говорило о необхо­димости выбора музыки в качестве специальности. Мальчика перевели в школу видного педагога М. Н. Стоюниной. Здесь работал коллектив прекрасных учите­лей, в том числе профессоров университета, которые успешно развивали у учени­ков творческое мышление, воспитывали у них воображение, любовь к естествен­ным и гуманитарным предметам. Помимо занятий в школе, в дом Шостаковичей приглашали педагога по истории и литературе.

В занятиях музыкой постепенно формировались импровизатор­ские способности, склонность к сочинению, которые, к сожалению, не получили настоящей поддержки ни у Гляссера, ни у родных.

В свои 8—11 лет Шостакович был свидетелем Первой мировой войны, Февральской и Октябрьской революций. Тревожно-драма- тический пульс времени был четко уловлен и нашел не по годам глубокий отклик в его душе. Возникает желание отражать жизнь: таковы фортепианные пьесы «Солдат», «Гимн свободе», «Траурный марш памяти жертв революции» — робкие предвестники будущих гражданственно заостренных симфонических программных монументов  Иные впечатления откладываются глубоко в тайниках души «про запас», чтобы отчетливо всплыть через много лет (во Второй, Двенадцатой симфониях).

Уроки в школе Гляссера стали казаться скучными. Вместе с се­строй Марией Дмитрий Шостакович начинает заниматься у профессора Александры Александровны Розановой, бывшего педагога своей матери, чуткого и тонкого музыканта. Новая учительница сразу оценила степень одаренности ученика и, поддерживая композитор­ские опыты, завоевала его доверие. Он не только показывал, но и дарил ей свои сочинения. Она же все сильнее настаивала на заня­тиях композицией.

Мнение Розановой было поддержано А. К. Глазуновым, автори­тет которого окончательно решил вопрос о специальности. За месяц до вступительных экзаменов Шостакович был вынужден пройти подготовку по импровизации (у Г. Ю. Бруни) и теоретическим предметам (у А. А. Петрова) и осенью 1919 года поступил в Петроград­скую консерваторию в класс фортепиано Розановой и композиции М. О. Штейнберга. Начался новый этап в его жизни. А было ему 13  лет.

Читайте так же:

Последние публикации

Комментарии запрещены.

Отвлекись
Свиридов
Объявления