«Пушкинский венок» — Свиридова
Хоровые произведения рубежа 70—80-х годов, продолжая традиции предшествующего периода творчества, обнаруживают новые черты.
Еще более расширяются жанровые границы хоровых сочинений. Появляется «Пушкинский венок», хоровой концерт, приближающийся по жанру к кантатно-ораториальным произведениям, по существу их новая разновидность; маленькая хоровая поэма «Ладога» на слова А. Прокофьева (ее соотношение с «большой» «Поэмой памяти Сергея Есенина» то же, что и между маленькими и «большими» кантатами и ораториями 50—60-х годов); хоровой триптих «Гимны Родине» (на слова Ф. Сологуба, поэта конца XIX — начала XX века, стихи которого Свиридов впервые ввел в современную музыку).
Если в кантатах и ораториях 50—60-х годов роль солиста очень значительна: он и герой сочинения — Поэт, и рассказчик, то в последних хоровых произведениях солист фактически отсутствует (исключение — единственный сольный номер «Зорю бьют» в «Пушкинском венке» и соло баса в финале «Ладоги»), Грань между личным и общим часто едва уловима.
Иной стала и функция оркестра. Играя полноправную роль в кантатно-ораториальных сочинениях центрального периода, инструментальная сфера сузилась до небольшого ансамбля необычного состава или вовсе исчезла из произведений 70-х годов. В финале поэмы «Ладога» звучат четыре баяна, в «Пушкинский венок» и «Ночные облака» введены фортепиано и разнообразные ударные. Инструменты звучат не на всем протяжении, а лишь в отдельных частях, сообщая дополнительные краски либо создавая атмосферу театральности. Всю выразительную нагрузку несет хор. В последних сочинениях хоровая фактура доводится до подлинного совершенства.
Трудно представить, что такого богатства оттенков, волшебства и вместе с тем мощи звучания может достичь академический хор а cappella.
Новые штрихи появились и в стилистике произведений этого времени. На смену интонационному единству, когда в сочинении существовала скрепляющая все части ведущая интонация, приходит большая интонационная самостоятельность, обособленность каждой части, в некоторых моментах ощущается большая сложность и даже изощренность музыкального языка, дифференцируется и приобретает символическое значение диатоника и хроматика. В музыке Свиридова не часто появляются хроматизмы. Каждое выразительное средство, прием глубоко оправданы. Так, пентатоника для него — символ земли, не имеющей ни начала, ни конца. И если диатоника вообще — это вечное, устойчивое, то хроматика — меняющееся, временное, смертное, символ смятенности человеческой души. Есть еще и обертоновая, колокольная гармония неба (малый минорный ундецимаккорд). Символичность в последних сочинениях становится особенно тонкой и всепроникающей.