Арам Ильич Хачатурян

Психологическая драма — Основной жанр современного музыкального театра

Психологическая драма - Основной жанр современного музыкального театра опера

Основным жанром современного музыкального театра, безусловно, является психологическая драма. Ее мы находим и в сфере большой оперы: «Пена дней» Денисова, «Пассажирка» Вайнберга. Но особенно разнообразно проявляются ее черты в области камерного музыкального театра. К концу века большая лирико-эпическая опера заметно потеснилась, уступив место камерной, лирико-психологической или комедийно-бытовой. Стоит напомнить, что именно тип большой монументальной оперы на революционный или легендарно-исторический сюжет долгие годы господствовал в отечественном музыкальном театре («Мать» Хренникова, «Октябрь» Мурадели, «Оптимистическая трагедия» А. Холминова, «Неизвестный солдат» К. Молчанова и другие), фактически являясь единственным носителем идеологии.

Тонкая психологизация образов, уход от прямолинейности в их характеристиках, отказ от обобщающего социально-общественного взгляда на действительность и ее «героев», словом, решительное отступление от стереотипов, сложившихся в советской опере, помогло музыкальному театру стать естественнее, человечнее. Этому способствует сосредоточение на внутреннем мире человека, оперного героя: «Пена дней» Денисова (по роману Б. Виана), «Бедная Лиза» Десятникова (по Карамзину), «Бедные люди» Г. Седельникова (по Достоевскому), «Белые ночи» Буцко (по Достоевскому), «Шинель», «Братья Карамазовы» Холминова и другие. Значительное влияние на музыкальный театр 70—80-х годов оказывает «большая литература»: музыкальный театр обращается к классике. Злободневные остросоциальные темы сменяют классические и вечные темы любви, добра, жизни и смерти. Музыкальный театр исповедует непреходящие ценности: в классических сюжетах Пушкина и Гоголя, Блока и Цветаевой, Достоевского и Чехова, Булгакова, Шекспира он обретает высокие нравственные критерии, которые необходимы для жизни современного общества.

Все возрастающий удельный вес камерной оперы стал особенно очевиден с 70-х годов. За два десятилетия эта сфера обогатилась целым рядом талантливых сочинений. Теперь можно говорить о создании в отечественном музыкальном театре «малой оперы», оперы «малых жанров», разновидности которой многочисленны (моноопера, опера-дузг и пр.). В области камерной оперы работают Вайнберг и Буцко, Холминов и Таривердиев, Г. Фрид, В. Кобекин, А. Журбин, Г. Седельников, Л. Десятников и другие. Значительное влияние на создание и формирование оперного репертуара оказывает Московский камерный театр, возглавляемый Б. Покровским (открыт в 1972 году).

Наряду с академическими в музыкальном театре 60—80-х годов весьма успешно развивается направление, близкое к маскультуре (сфера поп и рок-музыки). Представители данного направления талантливо работают в кино и театральной музыке, пишут музыку к мультфильмам. Созданы популярные мюзиклы «,,Юнона“ и ,,Авось“» А. Рыбникова, «Эвридика» А. Журбина. В популяризации мюзикла незаменима роль выдающихся режиссеров современного театра: постановка рок-оперы «,,Юнона“ и ,,Авось“» (по поэме А. Вознесенского) в театре Ленком М. Захаровым (1981).

Приведем краткий перечень произведений музыкального театра, созданных на классические сюжеты.

По Пушкину:

«Пир во время чумы» (А. Николаев, В. Кобекин, Н. Корндорф)

«Граф Нулин» (А. Николаев)

По Чехову:

«Ванька», (д Холминов)

«Свадьба»

По Гоголю:

«Портрет» (М. Вайнберг)

«Шинель», (д Холминов)

«Коляска»

«Записки сумасшедшего» (Ю. Буцко)

По Достоевскому:

«Бедные люди» (Г. Седельников)

«Белые ночи» (Ю. Буцко)

«Братья Карамазовы» (А. Холминов)

«Идиот» (М. Вайнберг)

«Н.Ф.Б.» (В. Кобекин)

По Блоку:

«Незнакомка», Богословский)

«Балаганчик»

/>

Читайте так же:

Последние публикации

Комментарии запрещены.

Отвлекись
Свиридов
Объявления