Арам Ильич Хачатурян

Первый струнный квартет и Фортепианный квинтет

Первым произведением (не считая прикладной музыки), создан­ным после Пятой симфонии, был Первый струнный квар­тет (1938) — произведение лучезарное, ясное по эмоциональному строю и языку. Слушатели сразу предположили близость его строя образам детства, что впоследствии подтвердил автор: «…сочиняя свой 1 -й струнный квартет, я стремился передать в нем образы дет­ства, несколько наивные, светлые, весенние настроения». Первым исполнителем был квартет им. Глазунова в Ленинграде, через месяц его сыграл в Москве квартет им. Бетховена, ставший постоянным первым исполнителем камерно-инструментальных произведений Шостаковича.

Успех Первого квартета как бы вернул композитора к активной творческой деятельности. Вскоре возникает Шестая симфония, а в 1940 году — классически совершенный Фортепианный квинтет. Уравновешенность произведения повлекла за собой ряд критических замечаний, среди которых особенно выделялись слова

С. Прокофьева, упрекавшего Шостаковича в недостатке устремле­ний и новаторских порывов. Прокофьеву отвечал Нейгауз, очень тонко и проникновенно изложивший свой взгляд на особенности стиля Шостаковича: «Да, у Шостаковича меньше иллюзий, больше скептицизма, меньше восторга, но больше знания, он, может быть, не дает чувствам полной воли, но зато и ум его никогда не дремлет.

Наше искусство стало старше, зрелее, это не значит, что оно стало суше и холоднее».

Богатый и сложный мир произведения выражен в пяти контраст­ных частях: величаво-энергичной и вместе с тем лирической пре­людии, задушевно-распевной фуге, жанрово-танцевальном скерцо, претворяющем интонации испанских танцев, лирически-возвышен- ном интермеццо и просветленно-идиллическом финале. Широк в нем и диапазон жанрово-стилистических истоков, вызывающих ассоци­ации со страницами баховского творчества, русской народной пес­ней, испанскими танцевальными ритмами, современным музыкаль­ным бытом. Столь же разнообразно использует композитор разные по выразительным возможностям типы формы и фактуры: фугу и сонатную форму, импровизационно развивающуюся линеарно из­ложенную полифонию и строгую гомофонию. За Фортепианный квинтет Шостакович был удостоен первой из своих Государствен­ных премий (1941).

Читайте так же:

Последние публикации

Комментарии запрещены.

Отвлекись
Свиридов
Объявления