Первый струнный квартет и Фортепианный квинтет
Первым произведением (не считая прикладной музыки), созданным после Пятой симфонии, был Первый струнный квартет (1938) — произведение лучезарное, ясное по эмоциональному строю и языку. Слушатели сразу предположили близость его строя образам детства, что впоследствии подтвердил автор: «…сочиняя свой 1 -й струнный квартет, я стремился передать в нем образы детства, несколько наивные, светлые, весенние настроения». Первым исполнителем был квартет им. Глазунова в Ленинграде, через месяц его сыграл в Москве квартет им. Бетховена, ставший постоянным первым исполнителем камерно-инструментальных произведений Шостаковича.
Успех Первого квартета как бы вернул композитора к активной творческой деятельности. Вскоре возникает Шестая симфония, а в 1940 году — классически совершенный Фортепианный квинтет. Уравновешенность произведения повлекла за собой ряд критических замечаний, среди которых особенно выделялись слова
С. Прокофьева, упрекавшего Шостаковича в недостатке устремлений и новаторских порывов. Прокофьеву отвечал Нейгауз, очень тонко и проникновенно изложивший свой взгляд на особенности стиля Шостаковича: «Да, у Шостаковича меньше иллюзий, больше скептицизма, меньше восторга, но больше знания, он, может быть, не дает чувствам полной воли, но зато и ум его никогда не дремлет.
Наше искусство стало старше, зрелее, это не значит, что оно стало суше и холоднее».
Богатый и сложный мир произведения выражен в пяти контрастных частях: величаво-энергичной и вместе с тем лирической прелюдии, задушевно-распевной фуге, жанрово-танцевальном скерцо, претворяющем интонации испанских танцев, лирически-возвышен- ном интермеццо и просветленно-идиллическом финале. Широк в нем и диапазон жанрово-стилистических истоков, вызывающих ассоциации со страницами баховского творчества, русской народной песней, испанскими танцевальными ритмами, современным музыкальным бытом. Столь же разнообразно использует композитор разные по выразительным возможностям типы формы и фактуры: фугу и сонатную форму, импровизационно развивающуюся линеарно изложенную полифонию и строгую гомофонию. За Фортепианный квинтет Шостакович был удостоен первой из своих Государственных премий (1941).