Арам Ильич Хачатурян

Первые творческие опыты Хачатуряна

Первые творческие опыты Хачатуряна хачатурянПервые творческие опыты Хачатуряна — небольшие фортепианные и виолончельные пьесы, песни, музыка к театральным постановкам московского Дома культуры Советской Армении. Инструментальные сочинения этого периода (1926 — 1930) в основном остались неопубликованными. В них Хачатурян сплавляет привлекающие его слух истоки: кое-где ощущается увлеченность скрябинской гармонией, импрессионистской фактурой (яркий пример — «Вальс-каприс» для фортепиано, тема которого излагается в параллельных больших нонах, за что его часто называют «Вальсом в нонах»), Однако стилистическим фундаментом музыки Хачатуряна являются, безусловно, традиции Ближнего Востока. Выражая упрек некоторым исследователям, выискивающим с ненужной дотошностью аналогии его собственных тем-мелодий с народными, Хачатурян заметил: «…Мне кажется, некоторые „хачатуряноведы“ сильно преувеличивают роль ашугов в моей музыке». И добавил: «Вообще я считаю себя хозяином всего, что принадлежит народу. Я сам ашуг!». Список сочинений Арама Хачатуряна открывает пьеса для виолончели и фортепиано (1925) с симптоматичным названием — «Песня странствующего ашуга». Спустя четыре года Хачатурян написал Песню-поэму для скрипки и фортепиано с посвящением — в честь ашугов и, можно добавить, в стиле ашугов.

Из небольших концертных пьес раннего периода широкую известность получили виртуозный Танец для скрипки, мелодически щедрая Поэма для фортепиано и огненная фортепианная Токката. Первыми крупными сочинениями консерваторских лет стали оркестровая «Танцевальная сюита» (1933), трио для кларнета, скрипки и фортепиано. Прокофьев, приехав в Москву, выразил желание посетить класс Мясковского. На занятиях он услышал трио Хачатуряна и увез его ноты с собой в Европу. Так с «легкой руки» Прокофьева в Париже прозвучала впервые музыка Хачатуряна.

Читайте так же:

Последние публикации

Комментарии запрещены.

Отвлекись
Свиридов
Объявления