Период открытого эксперимента в Российской отечественной музыке 50 — 60-х годов
Наступил период открытого эксперимента. Произошел воистину «взрыв», экспериментальный бум, подобный которому (но в значительно меньших масштабах) отечественная музыка переживала лишь в 1920-е годы. Главную роль в революционно преобразующих процессах играла композиторская молодежь, наиболее открытая приятию нового. Время 60-х годов совпало со сменой творческих поколений. Тогда в нашей музыкальной жизни стали звучать новые имена — Родиона Щедрина и Бориса Тищенко, Сергея Слонимского и Альфреда Шнитке, Валерия Гаврилина и Софии Губайдулиной, Эдисона Денисова, Николая Сидельникова и многих других. Именно в это переломное время рубежа 50—60-х годов и начинался их творческий путь.
И впервые за несколько десятилетий развития в отечественной музыкальной культуре открыто заговорили об авангарде[7]. Он был представлен московскими композиторами (Э. Денисов[8], А. Шнитке, С. Губайдулина, Н. Каретников), ленинградскими (Б. Тищенко,
С. Слонимский, чуть раньше—Г. Уствольская), киевскими (В. Сильвестров, J1. Грабовский) и несколько позднее белорусскими (Д. Смоль- ский), композиторскими школами Прибалтики (Э. Пярт, А. Бальсис,
В. Тормис), Закавказья (Э. Мирзоян и другие). Современные стилевые черты, техники композиции (серийная, сонорная, алеаторическая) превосходно «укладывались» в русло национальной традиции: хоры Дамбиса и Тормиса, оратория Бальсиса «Не троньте синий глобус» и другие.
Блистательно доказывала возможность синтеза современнейшей техники и национального материала Третья симфония Кара Караева (1965). Построенная на соблюдении канонов ортодоксальной (то есть наиболее выдержанной) додекафонии, она включает материал ашугских напевов. Инструментальный концерт, вслед за симфонией, в 60—70-х годах также становится полем широких творческих исканий: Шнитке, Денисов, Щедрин, А. Эшпай, Бальсис, В. Барка-ускас, Б. Дварионас, С. Цинцадзе.
/>