«Отчалившая Русь» — Свиридова
«Отчалившая Русь» видится итогом долголетних контактов Свиридова с поэзией Есенина. Здесь мы встречаем те же образы, что и в других «есенинских» произведениях, прежде всего в «Поэме»: родной пейзаж, дорога, уводящая из отчего дома, пророчество о «железном госте», смерть поэта и его творческое бессмертие. И опять главная мысль — о России, ее настоящем и будущем. В кантате, цикле, песнях Свиридов, казалось бы, представил поэзию Есенина со всех сторон. И все-таки в последнем сочинении Есенин опять другой, непривычный. Здесь почти не слышно его лирики, совсем нет бытового; звучит поэзия трагическая, сложная по своей символике, наполненная образами космического масштаба. Размышляя о Есенине и его трагической судьбе, Свиридов заметил однажды: «Есенин стихийно нес в себе связь времен, поэтому он так болезненно ощущал ломку». И думается, чтобы удержаться в революционном вихре, понять истинно космический масштаб событий, он обращался к фольклорной традиции, опирался на надежные основы древнерусской мифологии. Это наложило особый отпечаток и на его религиозность, полуязыческую, крестьянскую (что тоже отражено в свиридовской поэме).
В «Отчалившей Руси» появились новые для Свиридова образы, подсказанные поэзией Есенина, — библейские («Симоне, Петр…»), апокалипсические («Трубит, трубит погибельный рог»). Другие — в том или ином варианте уже не раз встречались. Составляя композицию поэмы из разных стихотворений и отрывков из поэм Есенина, Свиридов вновь проявил себя настоящим драматургом: помимо традиционных для него лирико-эпического зачина, драматургической вершины, катарсиса, торжественного колокольного финала, здесь вся композиция пронизана единой символикой, перекличками образов, сюжетных мотивов. Такие же глубокие и сложные связи определяют и стилистический облик этого сочинения. После первого прослушивания произведение кажется во многом необычным для Свиридова, и в то же время в нем обобщены характерные для композитора интонации, гармонические и фактурные приемы. Как во всех поздних сочинениях, особенности музыки дифференцируются в зависимости от образа. Так, бесполутоновые интонации появляются в тех частях, где речь идет об объективном, вневременном, вечном (1 -я и 1 l-я части). В других частях, посвященных личным переживаниям, более всего ощущается опора на романсовость с ее типичными признаками, например секстовостью (10-я часть), или лирическую песенность. Самую большую содержательную и эмоциональную нагрузку несут речитативные, монологические номера. На лаконичных, но предельно выразительных интонациях построены самые страшные, трагические части: «Симоне, Петр…» (6-я) и «Трубит, трубит…» (9-я).
Необычайно выразительна в поэме фортепианная партия. Иногда она лишь поддерживает мелодию (в «Осени» или «По-осеннему кычет сова…»), иногда совершенно уходит на задний план, давая полную свободу развитию вокальной интонации (своеобразная вокальная каденция «Серебристая дорога»), а в подвижных, наиболее светлых по настроению частях (2, 5, 8-й) она и наиболее изобразительна, конкретна, вплоть до иллюстрации отдельных образов текста (имитация гусиного крика в 5-й части — «Отчалившая Русь»). Это и мерный ритм шага, и устремленность полета, и безостановочный звон высоких мелких колокольчиков (8-я часть — «Там, за млечными холмами»). Но особенно сильное, неизменно волнующее впечатление производит колокольный звон в финале, где общее впечатление складывается из соединения вокального и фортепианного образа в единое целое. Порознь очень простые приемы и средства (что может быть проще куплетной, даже не варьированной формы, с трехкратным повторением запева и припева, безыскусных песенных интонаций, ровного ритмического рисунка, квадратности сходных фраз, наконец, единой на всем протяжении фактуры фортепианной партии), все они необходимы и незаменимы в создании именно этого образа. Мощный, неуклонно восходящий и заполняющий все пространство колокольный звон, благовест — один из самых ярких образов финала и всей поэмы. Прекрасны и волнующи слова, обращенные к Родине и троекратно повторяемые:
Тебе, твоим туманам И овцам на полях Несу, как сноп овсяный,
Я солнце на руках!
Они выражают суть не только поэта, но и композитора, все творчество которого — музыкальное приношение России.