Одиннадцатая симфония Шостаковича
Когда страна готовилась отмечать пятидесятилетие первой революции 1905 года, у Шостаковича возник замысел Одиннадцатой симфонии. Но завершилась работа только в 1956 году. Симфония с большим успехом была исполнена 30 октября 1957 года в Москве и 3 ноября в Ленинграде Государственным симфоническим оркестром под управлением Н. Г. Рахлина и вскоре зазвучала во многих других городах. Ее появлению сопутствовала дискуссия в Союзе композиторов и прессе, что уже стало традицией. Как всегда, звучали критические выступления, но они полностью тонули в море восторженных высказываний. Выдающееся произведение великого мастера было оценено по достоинству. В апреле 1958 года за Одиннадцатую симфонию Шостакович удостоен Ленинской премии.
Однако за рубежом интерес к симфонии именно вследствие ее революционной тематики был поначалу невелик. Исключение составил Л. Стоковский, который исполнил произведение во время своих гастролей в СССР, а затем уже летом 1958 года в Америке. Дальнейшее распространение симфонии было стремительным и успешным. В Японии на гигантском стадионе Ясуси Акутагава продирижировал Одиннадцатой симфонией и «Песней о лесах» в исполнении оркестра и самодеятельного хора в две тысячи певцов.
Одиннадцатая симфония условно открывает собой поздний период творчества Шостаковича, для которого типично обращение к объявленной программности, включая использование текста, цитирование побочного, в том числе авторского материала из ранее написанных произведений, стремление к синтезу принципов автономных сфер композиторской деятельности — симфонической, инструментальной, вокальной, киномузыки. В симфонической и инструментальной драматургии — движение в сторону слияния частей в единой контрастно-составной композиции — моноцикле, стремление к обобщению накопленных всей предшествующей деятельностью творческих принципов и приемов. Вместе с тем это было и движение в русле усвоения новых тенденций, характерных для проникающих с Запада авангардных творческих устремлений.