Обращение композитора в «Сатирах»
Примечательно было обращение композитора в «Сатирах» к вокальному циклу после пятилетнего перерыва в вокальном творчестве. Пять отобранных стихотворений: «Критику», «Пробуждение весны», «Потомки», «Недоразумение», «Крейцерова соната» — яркие образцы сатиры Саши Чёрного, вызвавшие у Шостаковича творческий отклик. Это было смелым художественным решением, так как сатирическое творчество поэта-эмигранта фактически находилось под запретом цензуры. Композитор создал своеобразный цикл, используя точные и простые средства. Музыкальная интонация в нем слита со словесной и максимально заострена. Все миниатюры разворачивают сюжет подобно развитию действия в театральных мизансценах, настолько ярко и выпукло «нарисованы» все персонажи. Композитор использует многие приемы, которые впервые выступают в комплексе выразительных средств: опора на сатирически заостренные жанры (галоп, вальс), пародийное цитирование известных тем из произведений классиков (романса «Весенние воды» Рахманинова, «Крейцеровой сонаты» Бетховена, арии Ленского «Что день грядущий мне готовит» из оперы «Евгений Онегин»), монотематизм (объединение цикла примитивными интонациями — «Чижика-пыжика» и «Собачьего вальса», сходными мелодикогармоническими лейтоборотами вступлений). Цикл посвящен Г. П. Вишневской.