Начало зрелого периода в творчестве Шостаковича
«Леди Макбет Мценского уезда» была предвестницей зрелого периода в творчестве Шостаковича. Пятая симфония утвердила его начало. Этот период, условно длящийся до середины 50-х годов, характеризуется рядом принципиальных черт музыкального языка композитора и его драматургии. Отныне в симфоническое творчество Шостаковича входит одна главная идея большого жизненного обобщения, важная этическая тема, требующая углубленного осмысления. Поэтому принцип фиксации и охвата единым процессом развития цепи явлений сменяется методом единого сквозного процесса концентрированного тематического развертывания, то есть дедуктивным методом. Последний же порождает строгую производ- ность материала в его движении во времени, непрерывность в напряженном развитии. Трагедийность и обобщенная лирика как ведущие идеи прочно внедряются в концепции его произведений. Устанавливается принцип непрограммного симфонизма. Слово сохраняется лишь в сфере вокальной музыки. Одновременно полифония становится главенствующим принципом языка, а не только приемом, формой изложения.