Арам Ильич Хачатурян

Музыкальный театр 20-х годов

Музыкальный театр 20-х годов

 

Музыкальный театр 20-х годов, в отличие от относительно однородной в жанрово-стилистическом отношении хоровой музыки, в полной мере отразил пестроту, многообразие, „экспериментальный плюрализм” эпохи. Не случайно подавляющее большинство опер и балетов тех лет не закрепились в репертуаре, а воздействие их на сознание современников было весьма ограниченным. И при этом жизнь советского музыкального театра в 20-е годы отличалась исключительной интенсивностью.

Пожалуй, в первую очередь это было связано с необыкновенной тягой массового слушателя к музыкальному театру, прежде всего к опере. В некоторых городах (например, в Омске, где в начале 20-х открылась Сибгосопера) рабочие шли на спектакли с развернутыми знаменами под звуки духового оркестра — на штурм неведомой ранее цитадели высокой культуры! Современные исследования раскрывают поражающую сегодня картину повсеместного увлечения оперой.

Сотни клубов и хоровых кружков не жалели времени и сил для постановки сложнейших классических русских и зарубежных „больших” опер. Выдающихся результатов добился один из старейших русских рабочих хоров — хор ткачей из Орехово-Зуева под руководством А Гайгерова. Оперно-хоровая студия ленинградского завода „Красный треугольник” в 1925 году поставила „Русалку”, в 1928 — „Руслана и Людмилу”, в 1930 — „Кармен”.  В рабочем клубе села Людиново Брянской губернии шли сцены из „Садко” и „Кармен”, монументальная постановка „Князя Игоря” с великолепным балетом.

Жизнь блестяще подтверждала мысль Луначарского, неустанно боровшегося с „левыми” ниспровергателями „устаревших” оперы и балета: „Необходимо категорически отметить, что именно оперно-балетный театр в самой своей сущности является наиболее пролетарским театром и наиболее нужным пролетарской публике… Если нам нужно сделать монументальный спектакль высоко праздничного характера — скажем, первомайский или к празднованию годовщины Октября, — то, конечно, необходимо дать такой спектакль, в котором обязательны блестящие декорации, музыка, танцы. Именно такой спектакль и является праздничным”.

Не только в провинции, но и в столицах нередки были спектакли с участием как любителей, так и профессионалов.

Известный режиссер Э. Каплан на сцене ленинградского Театра комедии поставил „Фиделио” Бетховена с хором, солистами, физкультурниками, духовым и симфоническим оркестрами профсоюза коммунальников. Музыковед

В. Богданов-Березовский в своей рецензии на этот спектакль писал:

«…Из произведений Бетховена (увертюра „Леонора № 3”, романс „Сурок”, фрагменты первого действия) смонтирован пролог. Вообще говоря, вставки и купюры обильны, но не нарушают цельности общего музыкального и сценического построения. Интересна переложенная на четыре голоса „Блоха”, исполненная квартетом вагоновожатых (стражники за игрой в карты). Экран служит связью между представляемой эпохой и современностью. В начале он возглашает: „Коммунальники играют Фиделио Бетховена. В конце второй части появляется титр: „Дальше по пьесе король освобождает заключенных. Это противоречит нашему классовому сознанию, и мы сбрасываем маски”. И актеры- рабочие сбрасывают костюмы на музыке увертюры „Леонора № 3”, заключая спектакль физкультурной группой».

/>

Читайте так же:

Последние публикации

Комментарии запрещены.

Отвлекись
Свиридов
Объявления