Арам Ильич Хачатурян

Музыкальный слух Хачатуряна

Музыкальный слух Хачатуряна

Музыкальный слух Хачатуряна привлекали терпкость фактуры и гармонии, красочность тембров. «В поисках новых ладогармонических и колористических средств я не раз исходил из слуховых представлений о звучании народных инструментов Закавказья с их характерным строем и… шкалой обертонов».

Стоит сказать и о пристрастии композитора к органным пунктам и терпким гармоническим созвучиям, в частности упоминавшимся секундовым призвукам. «Я наслаждаюсь этими звучаниями, воспринимая острые созвучия секунд как совершенные консонансы». «Поэма» и Токката, созданные в молодые годы, поразили слушателей необычностью технических приемов, оригинальностью фортепианной фактуры, «которая сама по себе уже звучала очень „национально». И конечно, нельзя не отметить характерность хачатуряновской ритмики. При достаточном разнообразии конкретных творческих воплощений главное впечатление от нее — захватывающая стихия танцевальности. Анализ ритмической организации в музыке Хачатуряна выявляет такие принципы, которые лежат в русле ритмических новаций композиторов первой трети XX века. В частности, можно указать на сходные с ритмической системой Стравинского нарочитые нарушения ритмической регулярности, внесение ритмической асимметрии. Но любые общие принципы наполняются у Хачатуряна своеобразными жанровыми и ритмическими особенностями. Так, пронизывающая сочинения Хачатуряна токкатность соединяется с национальной танцевальной основой, например лезгинки.

Читайте так же:

Последние публикации

Комментарии запрещены.

Отвлекись
Свиридов
Объявления