Арам Ильич Хачатурян

Молодые композиторы и экспериментальные опусы

Молодые композиторы и экспериментальные опусы концерт

Молодые композиторы наиболее радикального направления именно в середине 60-х годов приходят к своим экспериментальным опусам, основанным на принципах атональности и современных техник (додекафонии, алеаторики, сонорики). Назовем лишь некоторые из подобных сочинений: кантата «Солнце инков» Денисова (1964), «Концерт-буфф» Слонимского (1964), написанный в системе ортодоксальной додекафонии, электронная пьеса Шнитке «Поток» (1969), созданная в период работы композитора в электронной студии, пьеса для оркестра «Pianissimo» (1969). Экспериментальные произведения создает в 60—70-х годах и Щедрин («Сольфеджио» для голоса, Второй и Третий фортепианные концерты). Экспериментальны многие работы того времени, среди них — «Шесть картин для фортепиано» А. Бабаджаняна (1965), камерные симфонии М. Вайнберга (Седьмая, Десятая). Новые стилевые черты привносит в поздние сочинения и Шостакович: «тема-ряд» (поздние квартеты — Двенадцатый, Тринадцатый, Пятнадцатый, поздние симфонии — Четырнадцатая, Пятнадцатая); способы оркестровки (струнные и ударные — в сочетании, графически выверенном, порою предельно заостренном по звучанию); принципы мышления (медитативность).

 

Радикальные изменения в музыкальном языке начиная с 10— 20-х годов XX века связаны с разрушением основ гомофонно-гармонического стиля, привнесением новых техник композиции. «Расширенно-тональный и модальный виды техники стали одним из распространенных, внутренне разветвленных путей, с богатыми возможностями индивидуальной дифференциации композиторских методов и результатов», — пишет исследователь. Техникой «расширенной тональности» пользовались Прокофьев и Барток, Дебюсси, Равель и другие композиторы XX века. Классическая додекафония пришла в отечественную музыку с конца 50-х годов (произведения Волконского, Денисова, Шнитке, Щедрина, Бабаджаняна и Караева, Грабовского, Сильвестрова, Слонимского, Тищенко, Н. Сидельникова, Пярта). В дальнейшем виды техник в творчестве этих и других композиторов уже заметно усложняются.

Так, например, создавая серийные опусы преимущественно в 60-х годах, в 70-х отечественные композиторы больше следуют модальности, что дает свободу и возможность работы в смешанной технике. Следует также сказать об особенностях применения в отечественной музыке алеаторики и сонористики. Отметим, что, избегая «тотальной алеаторики», многие используют данную технику как частный прием (особенно в жанре инструментальных и хоровых ансамблей, концертных пьес). В Прибалтике — Дамбис, Тормис, Бальсис и другие. Щедрин прибегает к алеаторике в отдельных фрагментах сочинений — Второй симфонии, прелюдии № 7. Приведем и другие примеры — у Вайнберга (Десятая симфония),

Слонимского («Концерт-буфф», каденция II части, ц. 31). Сонорная техника наиболее выразительна в музыке Денисова, Губайдулиной, больше, чем другие, работающих в области красочных, неисчерпаемых звуковых возможностей. Денисов пишет: «Как достичь сонорного эффекта — музыки звучностей, оперирующей материалом, в котором слух не различает отдельных звуковысот интервалов? Если мы хотим создать ощущение массы, нужно сделать детали почти неразличимыми». «Тембр несет в себе не меньшую информацию, чем другие компоненты музыкальной речи. Он может стать даже более выразительным, чем интонация».

 

/>

Читайте так же:

Последние публикации

Комментарии запрещены.

Отвлекись
Свиридов
Объявления