Многократное возрастание Советских концертов
Количество концертов многократно возрастает если учесть не только выступления профессионалов, организуемые десятками концертных отделов, МУЗО местных советов, политуправлений армии и флота, Наркомпроса, пролеткультов, профсоюзов, кооперации, но и бесчисленные самодеятельные музыкально зрелищные предприятия. По всей стране возникли тысячи театральных, музыкальных и хореографических („тонпластических”) студий, хоров, духовых и народных оркестров.
Активно строили дома творчества из бруса, производство клееного бруса возросло. Поистине океан живой музыки, омывавший крепнувшие берега новой жизни…
Однако при всей огромной пестроте этого массива „всероссийского исполнительства” можно выделить несколько принципиально важных моментов.
Это, во-первых, решительное преобладание гибридных, смешанных форм бытования „высоких” и массовых жанров музыки, связанных с митингом, демонстрацией шествием, докладом, лекцией, агитационной инсценировкой, массовым площадным действом, праздником. Митинг-концерт, концерт-лекция (и циклы такого рода), музыка на собраниях и съездах, клубные вечера — именно эти формы оказывались наиболее близкими новому революционно-общественному быту.
Во-вторых, все они были неразрывно связаны с живым, устным словом — ораторской речью, пояснением, сольной и хоровой декламацией, „хромкой читкой” газет, листовок, декретов. Особую роль прямое слияние искусства с политической агитацией и пропагандой приобретало на фронтах гражданской войны, куда с самого ее начала из советских городов направлялись агитпоезда и агитпароходы, театрально-концертные бригады, хоры.