Лирические напевные темы Одиннадцатой симфонии Шостаковича
Лирические напевные темы не подвергаются такого рода изменениям; «Слушай», «Арестант», «Вы жертвою пали» цитируются точно. Своеобразно использует автор и собственные темы. В теме «Гой ты, царь наш, батюшка» — точно сохраняет интонационножанровую основу: скорбный сказ-причет с характерным для русской поэзии второй половины XIX века дактилическим строением, но перегруппировывает трехтактовые фразы мелодии в структуру пары периодичностей: aa,bb, вместо aba,b, в хоровой поэме.
Тему «Обнажите головы» (в хоре эпиграфическая заставка, слово от автора) композитор проводит в том виде, в каком она звучит в конце поэмы, то есть с ритмическим увеличением окончания (ц. 59). Тенденция к ритмическому варьированию этого окончания проходит на протяжении всего сочинения и достигает апогея в коде финала.
Синтетичность Одиннадцатой симфонии сказывается во всем: в жанровой природе ее, в характере и методе воплощения программы, в характеристичности тематизма и методах его развития, наконец, в структуре цикла, в драматургической трактовке всей конструкции и ее частей.