Арам Ильич Хачатурян

Критика творчества Шос­таковича

Важной по жизненным и творческим последствиям была рабо­та над третьим балетом —«Светлый ручей» (окончен в конце 1934 года), самым жизнерадостным из сценических произведений Шостаковича. Либретто, написанное Ф. В. Лопуховым и А. И. Пи­отровским, повествовало о колхозе, в который приезжает бригада артистов, и о перипетиях в жизни колхозников и артистов. Балет имел зрительский успех в Малом оперном театре в Ленинграде (4 июня 193 5 года) , а затем в Большом театре в Москве (15 октября 1934   года). Однако надуманная фабула произведения прежде всего и ее музыкальное воплощение (композитор встал на путь дивертис­ментной драматургии, используя частично музыку из балета «Болт») не получили единодушного одобрения музыкантов. Кроме того, воз­никли непредвиденные обстоятельства.

26 декабря 1935 года И. В. Сталин посетил спектакль «Леди Макбет» в филиале Большого театра. Через месяц, 28 января 1936 года в «Правде» появилась редакционная статья «Сумбур вместо музыки» с резкой критикой оперы Шостаковича, а 6 февраля — так­же редакционная статья «Балетная фальшь» о балете «Светлый ру­чей», исполненном на гастролях в Москве труппой ленинградского Малого оперного театра.

Сразу же начались заседания различных организаций деятелей музыкальной культуры с обсуждением редакционных статей «Прав­ды». В центре жесткой и несправедливой критики был Шостако­вич. Композитор мужественно переносит критику. Большую мо­ральную помощь оказывают ему друзья, особенно Соллертинский и Тухачевский. По-видимому, долгая и напряженная беседа с после­дним была решающей для Шостаковича, вновь обретшего творчес­кие силы. Но что-то в композиторе было сломлено: страстно стремившийся к опере, он после «Леди Макбет» не реализовал ни одно­го замысла.

Читайте так же:

Последние публикации

Комментарии запрещены.

Отвлекись
Свиридов
Объявления