Арам Ильич Хачатурян

Классическая „большая” симфония

Классическая „большая” симфония

Обращенная к массовой аудитории, интенсивно осваивающая различные формы связи со словом и хоровой музыкой, классическая „большая” симфония представлена в те годы выдающимися произведениями Мясковского, Шостаковича, Шебалина, Щербачева, Ревуцкого.| Появляется множество симфонических увертюр, сюит, поэм, картин. В то время как на Западе концепционный симфонизм в значительной мере утратил свои позиции, в СССР полнокровно развивались все его основные линии, спорили и взаимодействовали различные европейские и русские традиции. Экспериментальный дух эпохи сказался в том, «что почти каждое сочинение предлагало свою концепцию жанра — от симфонической картины-балета „Запорожцы” Р. Глиэра до „Симфонического монумента” М. Гнесина с хоровым финалом на стихи Есенина, „гиперцитатной” поэмы „Октябрь” ленинградца И. Шиллингера, в которой композитор ис-(
пользовал около двадцати тем революционных и „уличных” песен — или симфонического эпизода „Завод” А. Мосолова, вызвавшего бурный интерес в СССР и за рубежом как одно из наиболее ярких музыкальных воплощений идей „производственно-конструктивистского” искусства.

Указать на различия этих представлявших разные школы и творческие течения произведений значительно проще, нежели выявить общие моменты, специфические признаки советского симфонизма 20-х годов. К ним можно отнести тяготение к конкретности, зрелищности, известной плакатности. Этому служило прямое и косвенное цитирование популярных песенных „речений” („Марш Буденного” в финале Первой симфонии Шапорина, песни из сборников Балакирева и Римского-Корсакова в Восьмой симфонии Мясковского, „Вы жертвою пали” в „Симфоническом монументе” Гнесина), обращение к ораторскому и поэтическому слову (хоровые финалы Второй и Третьей симфоний Шостаковича, интермедии чтеца и вокальносимфонические картины в драматической симфонии Шебалина „Ленин”, где использован текст одноименной поэмы Маяковского), введение шумов и „натуральных” звуков (гудок во Второй симфонии Шостаковича „Посвящение Октябрю”, „механические” остинато и „свистки” в пьесе „Завод” Мосолова, имитация свиста пил, стука и скрежета станков, рева гудков в симфонической сюите Ю. Мейтуса „На Днепрострое” (1929) и т. д.

Читайте так же:

Последние публикации

Комментарии запрещены.

Отвлекись
Свиридов
Объявления