Арам Ильич Хачатурян

Элементы искусства будущего

Элементы искусства будущего симфония

Элементы искусства будущего формировались и в этих первичных празднично-зрелищных  проявлениях созидательной энергии народа.

Происходит становление тищщнбй маЖ-ЛО-х годов .манеры „массового пения”, — многоголосного исполнения песен в движении (действии) на открытом воздухе сотнями и тысячами людей».

“» ‘Закрепляются приемы агитационной театрализации музыки с помощью плакатов, светоцветовых эффектов, спортивно-игровых движений, „живых картин”. Возникшие на этой основе жанры хоровой инсценировки и литературно-музыкального монтажа станут одним из источников новых форм кантаты и оратории.

Развивается своеобразное искусство коллективной (хоровой) ритмодекламации, оказавшее в 20-х годах влияние не только на хоровую, оперную и симфоническую музыку ведущих советских композиторов, но и на музыкальную культуру Германии и Чехословакии. Формируется .жанр массовой, песни-бечевки с вкраплениями сольно-хоровыx возгласов.

В одном ряду с этими музыкально-зрелищными формами стоит новаторское искусство пространственно-цветового оформления Празднеств „красного календаря”: первые советские памятники, революционный плакат, лубок, агитфарфор, стихотворный и рисованный лозунг, новые — устные, „говорные’* — формы существования литературы и поэзии (литературно-поэтические кафе, публичные диспуты, вечера-турниры, „читки поэтов” в большой аудитории Политехнического музея в Москве).

Луначарский вспоминал:

Еще в 18-м году Владимир Ильич позвал меня и заявил мне, что надо двинуть вперед искусство, как агитационное средство, при этом он изложил два проекта. Во-первых, по его мнению, надо было украсить здания, заборы и т. п. места, где обыкновенно бывают афиши, большими революционными надписями. Некоторые из них он сейчас же предложил.

Во всей полноте этот проект был подхвачен т. Брихничевым, когда он был заведующим Гомельским ОНО (отделом народного образования. — С. Р.). Гомель я нашел буквально испещренным такими надписями, неплохими по мысли. Даже все зеркала в каком-то большом ресторане, превращенном в просвет — учреждение, т. Брихничев расписал изречениями.

<…>Второй проект относился к постановке памятников великим революционерам (а также писателям, художникам, музыкантам. — С. Р.) в чрезвычайно широком масштабе, памятников временных, из гипса, как в Петербурге, так и в Москве. Оба города живо откликнулись на мое предложение осуществить эту идею Ильича, причем предполагалось, что каждый памятник будет торжественно открываться речью о данном революционере и что под ним будут сделаны разъясняющие надписи. Владимир Ильич называл это „монументальной пропагандой”.

Так уже в первые послеоктябрьские годы во взаимодействии профессионального и самодеятельного творчества, устных и письменных традиций, представителей „академического” и „левого” искусства рождались и развивались новые музыкальнозвуковые представления, монументальные звукозрелищные образы революционной борьбы и победы.

Читайте так же:

Последние публикации

Комментарии запрещены.

Отвлекись
Свиридов
Объявления