Арам Ильич Хачатурян

Глобальные изменения звукового поля в современной музыке

Глобальные изменения звукового поля в современной музыке труба

Глобальные изменения звукового поля в современной музыке потребовали значительных перемен в отношении оркестровых звуковых параметров. Разнообразием отличаются составы современного оркестра (от увеличенного, грандиозного до сугубо камерного). Изменилась специфика звучания инструментов, усложнилась дифференциация внутри оркестровых групп, вводятся сложные приемы звукоизвлечения. Сегодня никого не удивляет часто употребляемый тембр низкой альтовой флейты (начало Пятой симфонии Эшпая) или, например, постоянное использование тембров, семантически связанных с музыкой прошлых эпох, — клавесин, виоль дамур (поэма Б. Чайковского «Подросток» по Достоевскому). Классический состав оркестра бывает дополнен национальными инструментами. Так поступает А. Тертерян, у которого в симфониях звучат кеманча, тар и саз. В «Озорных частушках» Щедрин ввел в оркестр ложки; гусли использует Тищенко и т. д. Особое место занял баян в произведениях Губайдулиной (пьеса De profundis, соната), звучащий архисовременно: кластеры, разных видов glissando и другие сонорные приемы.

«Разрослись» и группы оркестра. Последнее особенно относится к группе ударных, которая обогатилась за счет инструментов легкожанровой музыки, а также стран внеевропейской культуры (Америка, Латинская Америка, афро-азиатские регионы). В группе ударных постоянно используются инструменты с фиксированной высотой звука (ксилофон, колокольчики, вибрафон, разновысотные барабаны, литавры, трубчатые колокола — многие их афро-азиатские разновидности). Вводятся челеста, фортепиано. В составе современных оркестров — саксофоны, клавесин, электрогитара. Появился ряд новых инструментов, в частности электронных. Помимо разного рода синтезаторов применение находят изобретенные ранее — терменвокс, «волны Мартено».

/>

Читайте так же:

Последние публикации

Комментарии запрещены.

Отвлекись
Свиридов
Объявления