Фортепианная соната и Фортепианное трио
Вторая фортепианная соната и Фортепианное трио носят мемориальный характер. Соната посвящена памяти учителя Шостаковича Л. В. Николаева. Трехчастный цикл завершает финал, написанный в вариационной форме, которую любил Николаев и заняться которой очень советовал своему ученику.
Фортепианное трио посвящено памяти И. И. Соллертинского. Однако значение музыки шире, чем только выражение личного горя. Оно интересно и общим замыслом и интонационным колоритом.
Трагическим центром-кульминацией произведения является пассакалья —плач о друге. Финал вводит в иное настроение (как и в Восьмой симфонии, три последние части трио идут без перерыва). В нем неожиданно возникают интонации еврейских песен. По версии
С. М. Хентовой, эта интонационная сфера может ассоциироваться с фантасмагорией «картин Марка Шагала (земляка и одного из любимых художников Соллертинского) с их трагическими символами…». Хентова указывает, что тема финала была сообщена Шостаковичу его другом с юношеских лет, учеником Шагала С. М. Гершовым, который знакомил композитора с образцами еврейского фольклора.