Дипломная работа Арама Хачатуряна
Для дипломной работы Арам Хачатурян избрал форму трехчастной симфонии, дав ей такое образное толкование: «В своей музыке я… стремился передать горе, грусть прошлого, воплотить светлые образы настоящего, веру в прекрасное будущее. Прошлое и настоящее — вот что составляет содержание симфонии». Автор признается, что переживал тогда немалые муки творчества, главным образом потому, что национально-характерный тематический материал требовал соответствующих форм развития в традиционной симфонической форме. По свидетельству Шостаковича, после ленинградской премьеры симфонии (1935) под управлением Фрица Штидри «ни у кого не осталось сомнений: в наше искусство пришел яркий, самобытный и сильный талант, которому суждено было открыть новые горизонты в музыке XX века, занять одно из самых почетных мест в ряду выдающихся творцов современной музыки».
Действительно, сочинения Хачатуряна консерваторских лет позволяют говорить если не о подлинной зрелости их автора, то, во всяком случае, о его огромном таланте. Многое из созданного Хача- туряном-студентом с первого же исполнения завоевало симпатии и исполнителей, и слушателей. И неудивительно, что еще в студенческую пору, в 1932 году, Хачатурян был принят в члены Союза композиторов СССР. Через два года он с золотой медалью окончил консерваторию и совершенствовался в аспирантуре под руководством своего высокочтимого учителя Мясковского.