Арам Ильич Хачатурян

Десятая симфония Шос­таковича

Гражданственная тема, ответственность художника за судьбы мира и человечества, мысли о борьбе со вселенским злом получили свое воплощение в Десятой симфонии (1953). Симфония по­явилась после перерыва в восемь лет, отделявшего ее от предыду­щей Девятой симфонии. Теперь в ней были слышны стилистичес­кие новации: общая проясненность языка, оркестровки, смягчение гармонической вертикали при заметном усилении лирического, пе­сенного начала (итог активных поисков предшествующих лет), ут­верждение в качестве образного символа монограммы D-Es-C-H, во­шедшей в музыку Шостаковича еще во Второй фортепианной сона­те и активно развившейся в Первом скрипичном концерте. Этот сим­вол синтезировал важные, напряженные интонации, среди них преж­де всего уменьшенную кварту. По-новому звучала и тема главной партии в характере протяжной песни подголосочного типа. Пове­ствование в Десятой симфонии велось более сдержанно, нежели в симфониях военной поры. Это были именно повествование, исповедь, диктовавшие сдержанность в последующем развитии тематизма, медленный темп, большую подвижность ритмической организации (переменность размеров, неквадратность тактовых группировок).

Четырехчастный цикл симфонии типичен для Шостаковича. Опорным в нем является начальное Moderate, наиболее объемное, концентрирующее сложные столкновения основных тем. II часть — вихревое скерцо. Allegretto выполняет функции медленной части, но, подобно I части, оно стягивает на себя напряженнейшее образ­но-тематическое и динамическое развитие. Именно в этой части тема- монограмма звучит как голос автора, с неустанным упорством по­вторяясь как своего рода idee fixe. Финал симфонии переключал вни­мание в сферу детской образности, но, несмотря на мажорность, полного оптимистического разрешения всем вопросам не давал. Г. М. Козинцев свое впечатление выразил словами: «Музыка с ши­рокой песенной мелодичностью. Развитие фольклора. Гвозди в сердце».

На премьере дирижировал Мравинский. Обсуждение симфонии (1954) вылилось в напряженную дискуссию по проблемам разви­тия советской музыки, на которой было много критических выступ­лений. Однако произведение сразу прочно вошло в репертуар луч­ших симфонических коллективов в стране и за рубежом.

Читайте так же:

Последние публикации

Комментарии запрещены.

Отвлекись
Свиридов
Объявления