Десятая симфония Шостаковича
Гражданственная тема, ответственность художника за судьбы мира и человечества, мысли о борьбе со вселенским злом получили свое воплощение в Десятой симфонии (1953). Симфония появилась после перерыва в восемь лет, отделявшего ее от предыдущей Девятой симфонии. Теперь в ней были слышны стилистические новации: общая проясненность языка, оркестровки, смягчение гармонической вертикали при заметном усилении лирического, песенного начала (итог активных поисков предшествующих лет), утверждение в качестве образного символа монограммы D-Es-C-H, вошедшей в музыку Шостаковича еще во Второй фортепианной сонате и активно развившейся в Первом скрипичном концерте. Этот символ синтезировал важные, напряженные интонации, среди них прежде всего уменьшенную кварту. По-новому звучала и тема главной партии в характере протяжной песни подголосочного типа. Повествование в Десятой симфонии велось более сдержанно, нежели в симфониях военной поры. Это были именно повествование, исповедь, диктовавшие сдержанность в последующем развитии тематизма, медленный темп, большую подвижность ритмической организации (переменность размеров, неквадратность тактовых группировок).
Четырехчастный цикл симфонии типичен для Шостаковича. Опорным в нем является начальное Moderate, наиболее объемное, концентрирующее сложные столкновения основных тем. II часть — вихревое скерцо. Allegretto выполняет функции медленной части, но, подобно I части, оно стягивает на себя напряженнейшее образно-тематическое и динамическое развитие. Именно в этой части тема- монограмма звучит как голос автора, с неустанным упорством повторяясь как своего рода idee fixe. Финал симфонии переключал внимание в сферу детской образности, но, несмотря на мажорность, полного оптимистического разрешения всем вопросам не давал. Г. М. Козинцев свое впечатление выразил словами: «Музыка с широкой песенной мелодичностью. Развитие фольклора. Гвозди в сердце».
На премьере дирижировал Мравинский. Обсуждение симфонии (1954) вылилось в напряженную дискуссию по проблемам развития советской музыки, на которой было много критических выступлений. Однако произведение сразу прочно вошло в репертуар лучших симфонических коллективов в стране и за рубежом.