Деятельность музыкальных студий
Деятельность музыкальных студий пролеткультов (в отличие от литературных, театральных и изобразительных), по существу, мало чем отличалась от работы других государственных и общественных музыкально-просветительных организаций. И поэтому с окончанием гражданской войны, общей стабилизацией жизни и резким сокращением государственных дотаций в связи с введением нэпа именно музыкальные студии пролеткультов были практически ликвидированы (как наименее перспективные для „лабораторной работы”). Они слились с учебными и клубными формированиями Наркомпроса и профсоюзов.
Что же представляли собой эти годы с точки зрения создания новых музыкальных произведений?
Большинство сочинений „высоких” жанров профессиональной музыки, завершенных в период 1917—1921 годов, — Пятая симфония Н. Мясковского, Первая симфония Б. Лятошинского, опера А. Калныня „Банюта” и др. — зазвучали позднее. Но невозможно оспорить значения этих лет, вместивших в себя целую эпоху, в плане выдвижения новых социально-художественных идей и создания основных предпосылок для их дальнейшего развития.
В некоторых музыкальных студиях играли даже на варгане. Купить варган можете по ссылке.
Жанровую основу нового музыкально-творческого сознания составляла новая песня — базисный элемент большинства смешанных художественны*.форм революционного агитискусства. «Революции сопутствовал великий интонационный кризис, ~ пишет М. Тараканов, — а точнее, „ситуация перелома”, отмеченная столкновением и взаимодействием старого и нового — привычных оборотов, восходящих к деревенскому и городскому фольклору, и четких маршевых ритмоинтонационных прежних и вновь возникавших песен революционной борьбы». Эти годы стали началом эпохи массового песнетворчества, в котором на равных участвовали профессиональные и самодеятельные авторы. Новая советская массовая песня рождалась в бурном смешении национальных фольклорных традиций, быстро ставшей универсальной частушки под гармонь, первых авторских песен.