Белая и черная полоса Шостаковича
1922 год принес страшный удар. Умер отец. На семью обрушились огромные материальные лишения. Несмотря на юный возраст, Шостакович вынужден был работать иллюстратором в кинотеатрах. Эта сфера деятельности развила его импровизаторские способности, позволила познать «изнутри» специфику киноискусства, что пригодилось в дальнейшем при появлении звукового кино, но крайне отрицательно сказалось на собственном творчестве. Сочинять он не мог. Типизированная заштампованность музыкальных иллюстраций, сопровождающих изображение на экране «страстей человеческих», сковывала его творческую волю и воображение. Было подорвано здоровье. Постоянная спешка, стремление сделать максимально много и наилучшим образом вызвали нервное и физическое истощение. Нетрудно представить, к чему привели бы все эти трудности, если бы не активное вмешательство Глазунова. По его просьбе, направленной А. В. Луначарскому, Шостаковичу был назначен академический паек, позволивший уменьшить работу иллюстратора и заняться творчеством.
В 1923 году Шостакович блестяще окончил консерваторию по классу фортепиано: за экзамен по ансамблю и специальности стояло «5+». Началась широкая концертная деятельность. Занятия у Николаева были продолжены вначале на дому, а затем на двухгодичном академическом курсе (соответствует статусу современной аспирантуры). Продолжались и занятия по композиции. К этому времени среди прочих сочинений написаны две басни Крылова («Стрекоза и Муравей» и «Осел и Соловей»), «Три фантастических танца» для фортепиано, Сюита для двух фортепиано (памяти отца) и другие произведения, обнаруживающие многие из типичных черт композиторского стиля — стремление к острой характерности, жанровой определенности, наличие элементов пародии, наконец, интерес к модальной окраске. «Фантастические танцы» исполнялись не только как фортепианный цикл, но и как хореографические миниатюры в постановке К. Голейзовского. Хореография отличалась изобилием элементов акробатики. Аккомпанировавший номеру автор таким образом прикоснулся к современной балетной пластике.