Арам Ильич Хачатурян

Хоровая и вокально-хоровая музыка 60—80-х годов

Хоровая и вокально-хоровая музыка 60—80-х годов симфония

В хоровой и вокально-хоровой музыке 60—80-х годов сохраняется интерес к исторической теме («Казнь Степана Разина» Шостаковича, «Казнь Пугачева» Щедрина). В 70—80-е годы заявляют о себе жанры, освобожденные от пут официоза, знаменующие возрожденческие тенденции. Это мемориальные жанры: Реквием (Тищенко, Шнитке, Денисов, Артёмов), вокально-симфонические произведения, созданные на Тысячелетие крещения Руси (например, «Запечатленный ангел» Щедрина). Тема христианства, Древней Руси разрабатывается многими: произведения Ю. Буцко, К. Волкова, Н. Сидельникова. Тема России остается центральной для Свиридова, Гаврилина, Рубина и Калистатова, Буцко, Ларина и других. Жанрово-обрядовые картины (Буцко, Свиридов, Л. Пригожин), эпос, история сплетаются во многих сочинениях.

Расширился диапазон хорового творчества — от масштабных полотен — ораторий, реквиема, хоровой симфонии-действа («Перезвоны» Гаврилина), кантаты («История доктора Иоганна Фауста» Шнитке), хорового концерта («Пушкинский венок» Свиридова), цикла хоровых поэм («Романсеро о Любви и Смерти» Н. Сидельникова на стихи Гарсиа Лорки) — до циклов миниатюр («Строфы Онегина» Щедрина), маленькой кантаты («Снег идет» Свиридова).

Самую большую роль в сфере хоровой музыки играют такие мастера разных поколений, как Свиридов и Салманов, Щедрин, Н. Сидельников, Рубин, Буцко, Шнитке. В хоровой музыке заметно ощутимо влияние неофольклоризма (В. Салманов, Калистратов, Ларин) и неоромантизма (Караманов, Артёмов, Н. Сидельников, Слонимский). Значительна роль хоровой симфонии (Вайнберг, Тищенко, Шнитке, Н. Сидельников, Караманов, Локшин и другие).

В области хорового творчества в 60—80-х годах созданы подлинные шедевры: «Свадебные песни» Буцко, «Пушкинский венок» Свиридова, «Перезвоны» Гаврилина, «Романсеро о Любви и Смерти» Н. Сидельникова, «История доктора Иоганна Фауста» Шнитке, Реквием Денисова, Реквием Шнитке, «Аллилуйя» Губайдулиной.

Возрожденческие тенденции русской духовной музыки сказываются в развитии жанров хорового духовного концерта (А. Шнитке — Концерт на стихи из «Книги скорбных песнопений» Г. Нарека- ци), духовной контаты (Ю. Буцко, Н. Сидельников), литургии (В. Мартынов), всенощного бдения (Г. Дмитриев, В. Успенский),- страстей («Русские страсти» А. Ларина), созданных в 80—90-х годах и широко использующих канонические тексты.

К концу XX века в отечественной опере сложилась многообразная картина. Преобладают смешанные жанровые виды, среди них — опера-балет, опера-оратория, развиваются зонг и рок-опера. Учитывая столь сильное действие процессов «размывания жанра», исследователь отечественной оперы М. Сабинина справедливо полагает, что к концу века следует говорить не столько о жанре «чистой оперы», сколько в целом о жанровых разновидностях и процессах музыкального театра.

/>

Читайте так же:

Последние публикации

Комментарии запрещены.

Отвлекись
Свиридов
Объявления