Современные инструменты в партитурах отечественных мастеров
Практически все современные инструменты действуют в партитурах отечественных мастеров. Примеры введения экзотических тартаруки, кабацы (кубинские ударные инструменты) — в «Концерте-буфф» Слонимского. Соло маримбафона (набор деревянных пластинок) — в «Плачах» Денисова. Металлические колокольчики (ков-белл) — в партитуре Щедрина «Кармен-сюита»; здесь же звучат том-томы. Том-томы применил Шостакович в Четырнадцатой симфонии (№ 5, 11), вибрафон — в партитурах Четырнадцатой и Пятнадцатой симфоний. Тембр вибрафона драматургически важен во Второй симфонии Б. Чайковского (в I части звучит трижды). Таким образом, считавшиеся ранее редкими или экзотическими, непривычные для слуха оркестровые тембры приобрели сущностно новые функции. Этому способствуют и приемы звукоизвлечения. Так, для струнных становится нормой игра в предельных регистрах; значительно шире используются ранее применявшиеся в исключительных случаях игра sul ponticello (у подставки), col legno (древком смычка) или удары смычка по деке. Всё это сонорные приемы. Аналогично у арфы — пощелкивание ногтем по деке; у деревянных духовых — перестук клапанов. Для струнных типичны glissando, для духовых — frullato. В партитуре для духовых и струнных ставятся обозначения игры четвертитонами (микроинтервалика— V4 т., V2 т.).
Фортепиано, клавичембало, вводимые в оркестр, нередко извлекают звуки с помощью защипывания струн. Функции этих инструментов, особенно фортепиано, порою сближены с ударными.
/>