Конфронтации — традиционного и новаторского творчества
Отмечая особенности развития советской музыки 60-х годов, справедливо поставить проблему существования (точнее, сосуществования), порой в определенной конфронтации, двух направлений профессионального творчества: традиционного и новаторского. К традиции тяготели мастера старшего поколения: Д. Кабалевский и Т. Хренников, Г. Свиридов и Ю. Левитин, В. Салманов, К. Молчанов, Н. Пейко, В. Мурадели и многие другие. Заметим при этом, что «традиционное» — отнюдь не синоним «плохого» или «хорошего»: это не определение качества музыки, а только сущностный признак стиля. Дальнейшее развитие отечественного музыкального искусства показало, что всяческие разделения в среде композиторов по их творческой ориентации всегДа условны. Композиторы всех поколений привержены приятию нового. Иное дело, что «новое» выявляется в творчестве традиционалистов отнюдь не в столь радикальных формах (симфонии Салманова, Пейко, оперы Молчанова, инструментальные концерты Хренникова). Однако новые стилевые черты заметно обогащали творчество признанных мастеров — М. Вайнберга, Шостаковича, Б. Чайковского и других.
Определенное «стилевое размежевание» в отечественной музыке 60-х годов отнюдь не означало для нее признаков упадка или спада. Напротив. Именно в этот период советская музыка, сумев сконцентрировать молодые силы в наиболее радикальных «узлах» стремительного движения, быстро преодолевала то отставание от уровня развития музыкального языка (формы), который являл нам Запад. К чести молодых музыкантов следует сказать, что в этом стремительном беге в новые звуковые и формотворческие сферы не было прямого копирования Запада. Именно поэтому к концу 80-х годов, когда отечественная музыка, в том числе и представителей поставангарда, широко зазвучала во всем мире (что пришло с государственной политикой гласности и открытости), она была признана эталоном подлинно современного художественного творчества: успех концерта Губайдулиной «Час души» на III Международном фестивале современной музыки в Ленинграде в 1988 году, премьерные показы оперы «Пена дней» Денисова в Париже весной 1986 года, успех Бостонского фестиваля советской музыки в 1988 году и пр.
Однако, как всегда в истории, старое, то есть традиционное, порой с трудом уступало место новому, нетрадиционному искусству. Характерно это и для 60—70-х годов. Новое замалчивалось, ему не давали хода. Так, исполнение Первой симфонии Шнитке в 1974 году в Горьком вызвало скандал, дальнейшие дискуссии и негласный запрет симфонии. В Москве симфония прозвучала лишь через двенадцать лет, в 1986 году, под управлением Г. Рождественского. Долго находилось вне поля зрения творчество Губайдулиной, получившее открытое признание только в 80-е годы, когда имя композитора уже стало всемирно известным.
«Новая музыка» широко зазвучала со второй половины 80-х годов. Именно тогда были организованы международные фестивали — «Альтернатива» (Москва), цикл международных фестивалей современной музыки, в том числе: «Альфред Шнитке — к 60-летию композитора» (Москва, 1994); «София Губайдулина и ее друзья» (С.-Петербург, 1993); «София Губайдулина — Арво Пярт — Валентин Сильвестров» (Москва, 1995) и другие.