Элегия «Роняет лес багряный свой убор»- Свиридова
В элегии «Роняет лес багряный свой убор» дублирующие голос мелодические линии в сопровождении, раскинутые по разным регистрам, рождают ощущение широты пространства и одиночества. Этому впечатлению способствуют и широкие интервальные ходы в мелодии, где неуловимо переходят друг в друга декламационные, монологические и народно-песенные интонации:
|
Такое же необычное и в то же время естественное сочетание можно видеть и в следующем романсе — «Зимняя дорога», где типичный для городского романса гармонический минор плавно переходит в «натуральный» песенный мелодический рисунок, а затем вновь возвращается в традиционно романсовом кадансе:
Весь цикл пронизывают общие стилистические приметы: обилие кварто-квинтовых интонаций (и дальше особенно любимых композитором), очерченность диапазона мелодии рамками октавы, тонико-субдоминантовые гармонические связи.
Но особенно свежо и неожиданно врывается финал — «Подъезжая под Ижоры», свет которого кажется ослепительным после мрачных предчувствий пятого романса. Юный задор, сверкающая радость — эти настроения рождаются и стремительным взлетом мелодии вверх по квартам, и удивительной чистотой пентатонных оборотов, и ровно скачущим, звенящим бубенцами фортепианным фоном. Есть здесь и озорство, и легкая усмешка: в середине слышатся немного жеманные интонации салонного романса (сопровождение тоже становится нарочито романсовым). В конце средней части несколькими тонкими штрихами набрасывается портрет героини. Здесь Свиридов впервые обнаружил дар и мастерство музыкального портретиста — качество, блестяще развитое в следующих вокальных циклах.
Этот последний романс и по стилистике и по настроению, скорее, есенинский и как будто устремляется от пушкинского цикла к вокальному циклу на слова Есенина «У меня отец — крестьянин». Однако между ними было еще несколько важных творческих вех: лермонтовские романсы, «Страна отцов» на слова А. Исаакяна, Песни на слова Р. Бёрнса.