Арам Ильич Хачатурян

Пятая симфония — побочная партия

Пятая симфония - побочная партия

Побочная партия — широкая лирическая тема (ми-бемоль минор, ц. 9—15). Ясным гомофонным изложением и квадратностью она контрастна текучести главной партии, хотя и не вызывает, как во многих произведениях среднего периода, конкретных ассоциаций. Лишь отдаленно ощущается в ней песенное начало. В мелодике темы слышны интонации, общие с главной партией, но поданные в «выпрямленном» ритме. Побочная партия более статична, что структурно отражено в ее замкнутой трехчастности.

Замечательная по мастерству выполнения разработка очень динамична: темы проходят интенсивное развитие, достигая огромной остроты. Они не столько сталкиваются, сколько преобразуются изнутри путем жанровой трансформации, при которой превращаются в свою противоположность. Так, лирическая тема главной партии в самом начале разработки приобретает жестокий оттенок. Она излагается в ритмическом увеличении в мрачном тембре унисона валторн в низком регистре на «постукивающем», суховатом фоне из развивающего раздела побочной партии (ц. 17). Позже (ц. 22) в оркестровых голосах начинают мелькать элементы разных тем, сплавленные в одну мелодическую линию. В гармоническом фоне появляется ритм скачки. Следующий раздел разработки (ц. 27), основанный на втором элементе главной партии, излагает тему в новом жанровом освещении (бездушный марш). Благодаря жанровой трансформации тема преображается. Марш воспринимается как воплощение конкретного «зла», реальной социальной силы, а не абстрактной идеи-символа. Такое образное переосмысление тематизма методом жанровой его трансформации осуществлено композитором впервые. Лишь появление волевых интонаций главной партии, изложенной канонически (такт 3 ц. 29), знаменует собой возникновение противодействия, борьбы, а патетическое провозглашение главной и побочной партии в двойном каноне (такт 3 ц. 32) — начало активного отпора. Характер преобразования темы побочной партии близок жанровой трансформации главной.

Начало репризы (ц. 36) совпадает с кульминацией части (третий элемент главной партии). Ее сжатое, мощное, унисонное проведение резко отличается от экспозиционного: из лирически трепетной она превратилась в полный внутренней решимости, провозглашаемый монолог. Эта тема в репризе является единственным носителем волевого начала. Первый элемент главной партии в репризе звучит в варианте третьего рефренного проведения (начинается с нисходящей, а не восходящей интонации), знаменуя спад напряжения после разработки.

Преображается и побочная партия (ре мажор). Она звучит умиротворенно, с оттенком пасторальности (канон флейты и валторны на зыбком фоне струнных и арфы) и сокращенно: развивающий раздел подводит к коде, построенной на материале главной партии. Звучность ее постепенно затихает и словно растворяется в хроматических ходах челесты (morendo).

Читайте так же:

Последние публикации

Комментарии запрещены.

Отвлекись
Свиридов
Объявления